«Живая история»: с помощью каких университетов можно перенестись в XVIII век
Величественное и роскошное – историческое здание всегда притягивает к себе взгляды. Особенно, если знаешь, что внутри него расположен университет. Сразу создается ощущение, что за столько лет здесь точно было много научных открытий и интересных историй.
Сегодня героями нашего материала станут сразу три вуза: Московский архитектурный институт, Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица и Уральский федеральный университет. У каждого из них есть уникальное историческое здание и увлекательная история.
Московский архитектурный институт
Здание МАРХИ – это та самая старинная Москва, представителей которой в городе осталось очень немного.
В начале XVIII века нынешний участок был лишь центральной частью огромной территории от Рождественки до нынешней Петровки. Она принадлежала Артемию Волынскому, государственному деятелю. Какой там стоял дом – доподлинно неизвестно, но на архитектурные детали можно до сих пор посмотреть в подвалах нынешнего здания.
В 1759 году владельцем усадьбы стал близкий родственник Волынского – граф Иван Воронцов, сын которого впоследствии был крестным отцом А. С. Пушкина. Иван Илларионович перестроил старинные палаты по проекту архитектора Карла Бланка. Для здания мастер выбрал стиль классицизм.
Фундамент новой усадьбы был поднят относительно палат Волынского на два метра, для чего остатки старого строения засыпали землей. Благодаря такому приему особняк Воронцова сформировал новую панораму района, став самым высоким строением в округе.
Во дворе главного дома разбили обширный французский парк с оранжереями, фонтанами и прудами, которые каскадом спускались к реке, свободно протекавшей по середине участка.
Со стороны улицы строение украсили коринфским колонным портиком и аркадой первого этажа. Внутри здание имело анфиладную планировку, нижний ярус занимал просторный трехсветный холл с кессонным куполом и парадной лестницей белого мрамора.
В 1800-х годах здание было приобретено для размещения Московского отделения Императорской Медико-хирургической академии.
Среди многочисленных выпускников этого учреждения был врач М. А. Достоевский, отец писателя Федора Михайловича, а в перечне своих остановок в Москве в 1812 году писатель Стендаль называет также эту академию.
В конце 1880-х годов медицинские клиники начали переводить в специально построенные здания на Девичьем поле. А все, что осталось на Рождественке, поступило в ведение Министерства финансов, которое, в свою очередь, передало их художественно-промышленному училищу графа Сергея Строганова. Его школа готовила для русской промышленности художников по дереву, металлу, фаянсу, по волокнистым веществам.
Руководство училища считало небезопасным проводить занятия в бывших больничных палатах. Изначально планировалось построить новое здание университета, но из-за ограниченного бюджета от этой идеи отказались. Неизвестно, провели ли какой-либо ремонт за это время, но в 1892 году комплекс реконструировали под руководством архитектора Сергея Соловьева.
Рабочие демонтировали парадную лестницу здания. Освободившееся пространство разделили перекрытиями на два этажа, создав дополнительное помещение для библиотеки. Новую главную лестницу разместили в правой части здания. Один из парадных двусветных залов разделили на две части. В новых помещениях обустроили актовый зал второго этажа и большую аудиторию третьего.
Фасад здания потерял характерные для классицизма черты и приобрел элементы эклектики и необарокко. Рабочие демонтировали портик и фронтон, в верхней части дом украсили массивным карнизом с балюстрадой. Стены декорировали полихромными изразцами, выполненными по эскизам учеников училища под руководством скульптора Владимира Сергеевича Бровского. Над окнами второго этажа разместили майоликовое панно с названием университета и датами основания.
Со Строгановским училищем были связаны имена таких архитекторов и художников, как Федор Шехтель, Лев Кекушев, Михаил Врубель, Иван Жолтовский, Константин Коровин и многих других. В Совете музея были Павел Жуковский (сын поэта), Савва Мамонтов и Савва Морозов.
С 1920 годов в здании располагались Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), а через 10 лет корпус передали Архитектурно-строительному университету, который позднее стал Московским архитектурным институтом (МАРХИ).
Сейчас территория и здание в полном порядке – всего несколько лет назад закончились восстановительные работы. Их можно найти по адресу: улица Рождественка, 11, стр. 2.
Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица
Многофункциональная территория – именно так можно описать участок, где расположилось главное здание академии им. А.Л. Штиглица. Только за полтора века – XVIII и большую часть XIX на территории были:
- партикулярная верфь, созданная для строительства и ремонта баркасов и лодок;
- амбары для соли и вин, поэтому место стало известно, как Соляной городок;
- здание Всероссийской промышленной выставки;
- Сельскохозяйственный музей.
Современное здание было построено в только 1879-1881 годах по проекту Александра Кракау и Роберта Гедике. В итоге в Соляном переулке, 13 появилось трехэтажное здание в стиле неоренессанс.
Его центральная повышенная часть выступает вперед, на уровне третьего этажа использован мотив неглубокой лоджии, который позволил украсить фасад рустованными колоннами. Среди интерьеров училища можно особенно отметить богато украшенный резьбой читальный зал.
В декабре 1881 года на втором этаже здания был открыт собственный музей, который постепенно разросся, что даже привело к строительству отдельного здания по соседству.
Новый корпус в Соляном переулке, 15 спроектировал Максимилиан Месмахер, первый директор Центрального училища технического рисования и профессор архитектуры. Строительство длилось с 1885 по 1895 год, и к моменту его открытия в нем было более 15 000 произведений искусства.
Интересно, что именно в этот период во дворе построили трехэтажный хозяйственный флигель, который в будущем объединил здания училища и музея.
Открытие нового корпуса состоялось 30 апреля 1896 года в присутствии императорской семьи. Он быстро стал одним из самых посещаемых музеев города, в Большом Выставочном зале регулярно проводились мероприятия. Это был первый в Петербурге и единственный в России музей декоративно-прикладного искусства.
Интересно, что во внешнем облике здания Месмахер использовал отдельные мотивы венецианской библиотеки Сан Марко и Палаццо Корнер делла Ка’Гранда, построенных в XVI веке Сансовино. В нишах боковых ризалитов стоят фигуры Афины Паллады, покровительницы искусства, и Гефеста, покровителя ремесел, выполненные М. А. Чижовым в 1888-1889 годах.
Центр здания выделен ризалитом, завершающимся треугольным фронтоном, на котором находится горельеф с аллегориями живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства и, предположительно, истории искусства; горельеф выполнен А. Г. Бауманом в 1887-1888 годах.
Здание завершает фриз с грифонами, которые держат цепи с мозаичными цветными вставками и медальонами, портретами и именами выдающихся деятелей художественного ремесла и прикладного искусства из разных стран и эпох. Внутри в музее расположились 32 зала:
«Вступая через главный вход в просторный вестибюль, посетитель, привыкший к казарменной архитектуре большинства наших музеев, сразу чувствует себя здесь в непривычной обстановке: полированный гранит, мраморы, бронза, живопись – все это богатство в художественных сочетаниях поражает и ослепляет», – Журнал «Строитель», 1898 год.
Училище существовало с 1879 по 1922 год, после чего влилось в Петроградский ВХУТЕИН, а в здании расположились различные училища и школы, специализирующиеся на подготовке мастеров в области архитектурной отделки зданий и коммунального строительства.
В 1945 году училище было воссоздано как среднее специальное учебное заведение, в 1948 году вновь стало высшим учебным заведением – Санкт-Петербургской художественно-промышленной академией имени А. Л. Штиглица.
Главный корпус Уральского государственного университета
Уральский университет учредили в Екатеринбурге декретом Совнаркома РСФСР еще 19 октября 1920 года, но в свое величественное здание он смог переехать только спустя почти 30 лет.
Главный корпус, который сейчас расположен на проспекте Ленина, 51, тогда еще даже не планировался. На его месте стояли простые деревянные дома. Потом появилось идея возвести здесь Театр синтетических искусств. Но задумки пришлось отложить из-за войны.
Только к началу 1950-х деревянную застройку стали постепенно убирать. Так, в 1954 году на месте снесенного квартала стали возводить роскошное здание для размещения офисов треста «Свердловскуголь». Известный уральский архитектор Александр Тафф выбрал для проекта стиль советской неоклассики.
Однако угольному тресту здание не досталось: в 1957 году, когда здание достроили, здесь расположился Совнархоз, но ненадолго – в 1965-м его ликвидировали.
В марте 1966 года произошел один из самых главных эпизодов в нашей истории: величественное здание на проспекте Ленина передали Уральскому университету, который находится там и по сей день.
За это время главный корпус почти не изменился. Появилась лишь надпись на фронтоне «Уральский государственный университет» к 50-летию ВУЗа, а 13 октября 1970 года туда же установили и герб РСФСР. Его вес – 1,5 тонны, диаметр – более двух метров.
Интересно, что УрГУ постоянно соперничал с УГТУ-УПИ за право называться первым университетом города. Спор разрешился конце 2009 года: был подписан указ о создании Уральского федерального университета через слияние УГТУ-УПИ и УрГУ. Поэтому сейчас здание на Ленина, 51 – корпус УрФУ №1.
Фото: Wikimedia Commons/Alex 'Florstein' Fedorov (CC BY-SA 4.0), Wikimedia Commons/Vyacheslav Bukharov (CC BY-SA 4.0)
На Эльбрусе воссоздают альпинистский лагерь «Приют 11»