Евгений Семенов: «Значимость «Разговоров о важном» сомнению не подлежит»
«Актуальность проекта «Разговоры о важном» сомнению не подлежит. А вот реализация, по мнению некоторых участников и наблюдателей, пока может быть названа экспериментальной», — считает заместитель Председателя Общественной палаты Нижегородской области, руководитель Нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества Евгений Семенов, оценивая значимость урока в контексте современной ситуации в стране и в мире. «Существует известное выражение, приписываемое Наполеону, которое звучит так: «Если вы не желаете кормить свою армию, то будете кормить чужую». Примерно так же дела обстоят и с идеологией. Если утратить контроль за процессом формирования мировоззрения и аксиологического воспитания подрастающего поколения, то этот контроль обязательно обретут другие (идеологи, институты, правительства, цивилизации). При этом далеко не факт, что в отношении ваших детей они будут действовать, руководствуясь гуманистическими принципами, строго из филантропических побуждений. Скорее, наоборот… Поэтому вопрос не в том, нужно или не нужно… Вопрос куда как более сложен: «Как нужно»? То есть необходимость идеологического воспитания является осознанной необходимостью, но методики зачастую оставляют желать лучшего. То, что еще вчера было эффективно, сегодня, вдруг, оказывается рутиной, приносящей скорее вред, чем пользу. В качестве примера можно сослаться на воспитательный опыт пионерской организации в СССР. В начале движения это был отличный, идеологически безупречный проект, который очень серьезно менял качество жизни детей послевоенного поколения. Но уже через 50 лет проект сдулся, утратил актуальность своего аксиологического комплекса и превратился в рутинизированную институцию, выполняющую скорее надзорные функции. Значимость и актуальность проекта «Разговоры о важном» сомнению не подлежат. А вот реализация, по мнению некоторых участников и наблюдателей, пока может быть названа экспериментальной. Мы должны отдавать себе отчет, что в условиях обостряющегося мирового аксиологического конфликта важнее становятся не темы, к которым обращаются евангелисты «Разговоров о важном», а методы, средства и технологии, которые они используют. Понятно, что далеко не каждый школьный учитель является Бернардом Клервоским, но печальный парадокс состоит в том, что обратное, увы, хуже, чем ничего». Актуальная тема Андрей Самсонов Научный сотрудник Приволжского филиала ФНИСЦ РАН «Разговоры о важном» — возвращение школе воспитательной функции» Сергей Судьин Заведующий кафедрой общей социологии и социальной работы ННГУ им. Н.И. Лобачевского «Разговоры о важном» — попытка воспитания гражданственности» Александр Прудник Старший научный сотрудник Института политической психологии «Разговоры о важном» не должны быть забываемой вставкой» Андрей Дахин Профессор Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС «Разговоры о важном» — полезный элемент системы социализации»