Курская аномалия: СВО может быть не только зоной геройства, но и "штрафной зоной"
Неповоротливость государственной машины, чёрствость и равнодушие многих чиновников, а порой и откровенное пренебрежение интересами армии и страны вызывает всё больше вопросов у простых россиян. Если бюрократы не найдут в себе сил измениться, радикально перестроить работу по поддержке фронта и тыла, они рискуют со временем потерять симпатии народного большинства. И что тогда будет с Россией?
Примеров бюрократического безумия — тьма. Особенно ярко оно проявляется в экстремальных ситуациях. Сейчас — в Курской области, приграничье которой захвачено ВСУ. Фатальное бездействие местных чиновников, результат которого теперь виден всем, в своей мощной речи, похожей на спич генерала Попова (его судят), ёмко описал глава Гончаровского сельсовета Сундженского района: «чистейшее, коррупционное разгильдяйство».
Большинству понятнее пример с волонтёрами, приехавшими в регион на свой страх и риск эвакуировать жителей приграничья — с чем плохо справились курские власти. Добровольцев с помощью камер видеофиксации штрафуют за превышение скорости, хотя водители вынуждены гнать по трассе, уворачиваясь от атакующих с неба FPV-дронов ВСУ (при подобных обстоятельствах попали в авто военкора Поддубного, он сейчас в Склифе).
Известному военному активисту только за один день насчитали на 9 тысяч рублей. Штрафуют даже с наклейкой «300» на лобовом стекле — то есть с ранеными. Останавливают и штрафуют и «шибко умных», заклеивших номера, чтобы выбраться из ада без финансовых потерь. Это что за чиновничий беспредел?! Или чей? Пять лет назад курские СМИ называли конкретные фирмы, которые собирают штрафы, писали, сколько те зарабатывают.
В соседней Белгородской области, на 27 августа камеры работали в Валуйском районе – в 15 км по прямой до Старого Хутора, которому предложили эвакуацию из-за постоянных обстрелов. Причём, не только стационарные фиксаторы, но и переносные. То есть находятся те, кто вместо спасения людей устраивает им засады? Невероятно... А ведь в Белгородской, как и в Брянской областях ожидают рейды ВСУ, аналогичные курским.
Ясно, что коммерсанты работают на аутсорсинге у ГАИ — выиграли конкурс. Но разве не должны госструктуры в критический момент, немедленно пересмотреть правила? Да, происходящее – совсем не война, а всего лишь СВО и КТО, но всё-таки. МВД, кстати, выпустило памятку жителям Черноземья с советом не пользоваться видеокамерами из-за опасности сбора данных украинскими военными. Так отключили бы камеры на дорогах для начала!
Вот как объясняет гаишный «чёс» политик Олег Царёв: «ДПСники, хотя и признают, что это безумие — выписывают штрафы за желание спастись от дрона или мира, но кивают в Москву, мол, нет команды отключить камеры». Команды же, вероятно, нет потому что некие ответственные лица не усматривают оснований. Возникает вопрос: а были ли у них мама и папа? Может, они родились от брака полосатого жезла и засаленной книги регистрации ДТП?
А ведь именно эти люди, как и другие силовики, которых в стране несколько миллионов, должны были бы первыми отправиться на фронт, как предлагал Рамзан Кадыров. Формировал же НКВД свои дивизии! Незначительный — 10%, отъём личного состава погоды не сделает, а фронт поддержит мощно. Но президент великодушно освободил силовиков от этой повинности. Пока. Не для того же, чтобы они «стригли» волонтёров на дорогах?
На глазах складывается некая иерархия. На её нижних этажах лучшие люди страны — добровольцы, которые тратят себя, свои средства, здоровье, рискуют жизнью порой за совершенно незнакомых им людей, за государство. Над ними туповатые исполнители воли неизвестного начальства — чего изволите, всё оправдывающие инструкцией, приказом, не замечающие, что время изменилось. И, наконец, где-то наверху — чистые мироеды.
Первых – людей с честью, здоровыми инстинктами, слава богу, больше. Это они придумали нейтрализовать формализм начальства встречным формализмом — сразу же слать жалобы, оспаривающие штрафы, в местные суды. Если суд, как в той же Сундже, вдруг не работает, то решение о штрафе не исполняется. Может, к моменту разгрома противника под Курском бюрократия одумается и выпустит обнуляющее штрафы постановление?
Или чиновникам, чтобы понять ситуацию понадобится несколько лет? В последнее время так всё и происходит. Быстрая реакция — не их конёк. Сначала они игнорируют проблему, ругая тех, кто указывает на неё, затем пытаются её осознать, ждут указания вышестоящего начальства, ищут пути решения, наконец решают, когда поезд уже ушел, после чего констатируют, какие новые проблемы появились из-за несвоевременного решения.
Так было с ещё одной дорожной напастью, когда военный автотранспорт, грузовики не могли двигаться в сторону российско-украинской границы по платным дорогам типа трассы «Дон». Ну, не предусмотрели бюрократы в мирное время такую нужду. Слишком были озадачены созданием систем по выкачиванию денег из водителей, к которым эти платные дороги, находящиеся в ведении «правильных» людей, и относятся (как тот же «Платон»).
Тогда лишь вмешательство неравнодушных представителей военно-гражданского общества – журналистов, юристов, политактивистов, медленно, с грехом пополам, устранило, наконец, перекос. И это ещё мягко сказано. Взимание одной государственной структурой – «Автодором», платы за проезд с другой государственной структуры – Минобороны РФ, выглядит как опасная аномалия. Курская аномалия.
Но подобное торжество здравого смысла в разумные сроки случается далеко не всегда. На периферии общественного внимания, там, где чиновники банкуют вольно, степень непонимания момента всё ещё высока. А такое происходит почти повсеместно. За 20-30 лет нефтяного капитализма они так привыкли проводить нескончаемые праздники, фестивали, соревнования, конкурсы и проч., что уже не могут, а главное, не хотят, остановиться.
В мирное время чемпионат России по ралли-рейдам с участием багги и внедорожников, который только что завершился во Владимирской области, выглядит вполне уместно, даже интересно и вообще не наше дело. Но в дни СВО, когда из-за нехватки авто солдаты месят грязь ногами, выбиваясь из сил доставляя в окопы БК, вытаскивая на себе раненых, под обстрелами, играться в брутальных мужчин-гонщиков глупо и пошло.
Хуже этого только «шоу дронов» на День города в Челябинске, вовремя отменённое под давлением общественности. «Нормальный чиновник, если он не предатель, 700 дронов (именно столько их было по плану – «СП») должен отправить нашим бойцам на фронт, чтобы они могли проводить разведку или уничтожать врага и его технику», считает советник губернатора Курской области и военный волонтер Роман Алехин.
Вообще, Дни города в последнее время стали настолько безобразными в своей разухабистости празднествами, что диву даёшься. Чем ярче и громче, тем лучше. Воистину, пир во время чумы. И непременно столичную знаменитость за много-много бюджетных рублей пригласить, как это случилось в Оренбурге, где за 16 млн выписали самого Shaman'а. Лучше бы ребятам на СВО отправили нужное снаряжение, возмущаются местные жители...
Не то чтобы в стране совсем нет нормальных чиновников — быстрых, адекватных, совестливых, понимающих свою работу как служение людям, народу. Конечно, имеются. Тот же Вячеслав Гладков на Белгородчине, которому выпала нелёгкая доля руководить переводом региона на военные рельсы он с этим в целом справился. Не спит, тёмные круги под глазами, но пост не бросает, всех подгоняет, люди ему верят. Но таких нужны тысячи...
«Нужны честные люди, иначе все рушится. Как в древние времена, так и теперь нужны праведники, чтобы спасти общество, нужно хоть немного их, но чтобы они были видимы Богу, грозящему огнем серным. Разве Порт-Артур, Мукден, Цусима не были для нас библейской катастрофой? Разве на армию нашу – лучшую кровь народа – пали менее огненные тучи, чем на хананейские города?» – писал свидетель событий 1905 года.
История никогда не повторяется буквально. Но и кое-какие её уроки всё же полезны.