Войти в почту

Худрук "Геликон-оперы": Объединяя людей, мы сможем вместе решить массу проблем

Сегодня открывается новый 35-й сезон театра "Геликон-опера". Какими премьерами, событиями и добрыми социальными делами он сможет запомниться, в интервью для "РГ" рассказал художественный руководитель и основатель театра, народный артист России Дмитрий Бертман.

Худрук "Геликон-оперы": Объединяя людей, мы сможем вместе решить массу проблем
© Российская Газета

Почему вам было важно открыть юбилейный сезон именно спектаклем "Мадам Баттерфляй"?

Дмитрий Бертман: Для нас он - большое событие! Это спектакль, в котором заняты все звезды "Геликона" - почти весь состав театра работал над его созданием. Наши зрители смогут услышать ту версию оперы, которая стала ее мировой премьерой, и которая потерпела фиаско на первом же ее показе в феврале 1904 года в Милане. Мы даем возможность узнать "Мадам Баттерфляй" в том виде, в каком ее хотел видеть сам композитор - ведь эта версия оперы представляет собой именно тот вариант, на котором настаивал сам Пуччини.

Конечно, и к этой серии спектакля мы подготовили выставку, в рамках которой представим настоящее японское изящество - коллекцию редких кимоно и обуви из частных собраний Натальи Бакиной и Назима Мустафаева. Особую нотку выставке придаст сценическое кимоно и веера, принадлежавшие народной артистке РСФСР Лидии Захаренко, в 1976 году признанной лучшей Чио-Чио-сан на Всемирном конкурсе в Японии, стелла, полученная в награду за эту победу, и фотографии артистки. Это раритеты из семейного архива певицы и ее супруга, знаменитого певца Николая Гуторовича.

Лидия Захаренко - родной человек для нашего театра: в 1999 году она украсила исполнением Катерины Измайловой премьерные серии одного из самых популярных спектаклей "Геликон-оперы" - "Леди Макбет Мценского уезда" Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Что может стать самым важным в этом сезоне и для труппы театра, и для ваших зрителей. Какие премьеры готовите?

Дмитрий Бертман: Слоган этого сезона в нашем театре - "Геликон-опера" - место особых встреч!". Мы очень ждем встречи с нашими любимыми зрителями и друзьями, мы готовимся к ним, мы о них мечтаем, мы зависим в какой-то степени от них, потому что каждая встреча в "Геликоне" - это новая страница в истории нашего театра.

Первая важная премьера в новом сезоне - уникальная постановка музыкально-драматического спектакля "Тайны дома со львами" в октябре, для создания которой мы объединим свои творческие силы с сотрудниками Музея современной истории России.

Это не просто представление - это захватывающее путешествие сквозь время, которое заставит зрителей по-новому взглянуть на историю нашей большой страны!

Спектакль перенесет нас в легендарное здание на Тверской, некогда бывшее Английским клубом. В нем собирался цвет русской интеллигенции. И здесь, за игрой в карты, мы встретим Пушкина, Крылова, Жуковского - и словно услышим их живые голоса, обсуждающие будущее России. А затем - стремительный полет сквозь десятилетия: революция, война, космос, перестройка - все ключевые моменты нашей истории оживут на нашей сцене.

Мы уверены, что наш спектакль будет максимально эмоциональным, в нем драма сменяется комедией, а трагедия - надеждой. Творческие возможности "Геликон-оперы" в сочетании с богатейшими фондами Музея, уверен, дадут потрясающий эффект погружения в эпоху.

Наш спектакль должен стать напоминанием о том, что история - это не просто даты в учебнике, а живая ткань, сотканная из судеб миллионов людей. И каждый из нас - творец этой истории.

Зрители увидят и "Тайны дома со львами" - с 24 по 27 октября 2024 года.

Какие премьеры готовите уже в следующем году?

Дмитрий Бертман: Первая премьера 2025 года - оперетта "Ключ на мостовой" Жака Оффенбаха, которую готовит выпускница ГИТИСа, молодой режиссер Ольга Мелкумова. Вместе с ней в команде постановщиков - тоже молодой дирижер Артем Давыдов. Премьера состоится в Белоколонном зале княгини Шаховской 5 марта.

Ну и, конечно, традиционно в конце июня мы представим нашу главную премьеру лета - оперу Александра Бородина "Князь Игорь" в авторской редакции.

Мы кстати, были первыми в мире, кто представил именно авторскую редакцию этого шедевра Бородина - в ее основе лежит редакция Павла Александровича Ламма. Из нее исключены фрагменты, написанные Римским-Корсаковым и Глазуновым (около 1700 тактов). Опера "Князь Игорь" будет представлена так, как она была написана Бородиным от первой до последней ноты.

"Геликон-опера" славится и социальными проектами: во время пандемии у вас можно было бесплатно делать прививки от ковида, вы собирали помощь бойцам СВО, делали массу и других добрых полезных дел! Появятся ли какие-то новые проекты или будете развивать уже опробованные?

Дмитрий Бертман: Вот уже несколько лет в нашем театре существует проект "Театротерапия". Цель его - протянуть руку помощи детям и подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, помочь им адаптироваться в социальной среде. "Театротерапия" уникальна еще и тем, что дает ребятам возможность раскрыть свои творческие способности, увидеть мир другими глазами.

Потенциал театрального искусства в психологическом отношении трудно переоценить, поскольку участники, играя в спектакле, в буквальном смысле становятся "другими людьми", они подсознательно примеряют на себя роли персонажей, весьма далеких от их собственных жизненных проблем.

В этом сезоне при поддержке Министерства культуры мы сможем реализовать наш проект и поделиться опытом сразу в трех регионах России - в Белгородской области (в городе Старый Оскол), в Нижнем Новгороде и в Москве.

Объединяя людей, мы сможем вместе решить массу проблем, ведь только в единстве наша сила. А еще - в любви... Театр - это всегда любовь и про любовь, наверное, поэтому он является магнитом для очень многих людей уже не одну тысячу лет.