По законам Академии: как застраивался центр Старой Вятки
В сентябре 2024 года город Киров, столица древнего Вятского края, отметит 650-летие. К этой дате была приурочена большая программа по реставрации памятников архитектуры и строительству новых объектов как в самом Кирове, так и во всех городах области, которую традиционно называют «воротами Русского Севера». Но не только памятники – сама история появления системного градостроительства на этой земле стала предметом большого интереса исследователей архитектуры. Сегодня предлагаем подробнее узнать о том, как появились на Вятке первые знаковые строения.
История градостроительного развития края сама по себе заслуживает особого внимания, так как в этом процессе, начиная с петровских и екатерининских административных реформ XVIII века, принимали участие многие выдающиеся государственные деятели. А для решения практических задач территориального зонирования и формирования принципов регулярной застройки вятской столицы и окрестных городов приглашались лучшие зодчие России.
Достаточно сказать, что с момента выхода указа Екатерины II об учреждении Вятского наместничества от 11 сентября 1780 года на должность губернского архитектора в разные годы были назначены семь выпускников Императорской академии художеств. Сама должность была учреждена 17 сентября 1780 года. Создание новой структуры по централизованному управлению архитектурно-строительной деятельностью в Вятке и окрестных провинциях ускорило пространственное и инфраструктурное освоение Русского Севера. Уже в 1782 году здесь началось строительство грунтовых дорог, а также крупных трактов для транспортной связи с Петербургом, Москвой, Казанью, Пермью и другими промышленными центрами Урала и Сибири.
Первым должность Вятского губернского архитектора 7 апреля 1786 года занял Филимон Меркурьевич Росляков (1758-1806). «Уже через четыре месяца, в сентябре, архитектор докладывал наместнику, что: «… дольные и поперечные улицы Вятки обозначены в натуре вехами». Генеральные планы всех городов с его исправлениями в процессе «привязки» продолжали совершенствоваться на протяжении всего двадцатилетнего срока службы первого Вятского губернского архитектора», – отмечает в своем исследовании Людмила Безверхова, доцент кафедры архитектуры и градостроительства Вятского государственного университета.
Особое место в ряду вятских зодчих занимает Николай Андреевич Андреевский (1786-1821). Он с отличием окончил Академию художеств в 1806 году, а его первым местом службы стал город Воткинск, в то время входивший в состав Вятской губернии. В том же 1806 году Николай Андреевский реализовал свой первый самостоятельный проект – Дом-усадьбу для начальника Камско-Воткинского железоделательного завода, где позднее родился великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Об истории этой усадьбы мы подробно рассказали в предыдущей публикации о вятской архитектуре.
С 1813 по 1821 год Андреевский занимал должность губернского архитектора и оставил заметный след в архитектурном облике самой Вятки, ныне города Кирова. На этом посту он продолжил дело своего предшественника, Филимона Рослякова, по формированию ансамблевой застройки центральных кварталов города. Он также приступил к освоению южных территорий Вятки по плану, утвержденному в 1812 году императором Александром I.
По проектам Николая Андреевского в Вятке были построены храмы и десятки гражданских зданий, в том числе многие частные усадьбы, ставшие шедеврами архитектуры первой четверти XIX века. Построенные по тщательно продуманным планам они стали композиционной основой архитектурного ансамбля исторического центра города.
Но главным из всего архитектурного наследия Николая Андреевского считают усадьбу Жмакиных, также известную как «Дом Витберга». Сегодня это одна из самых интересных архитектурных достопримечательностей Старой Вятки. Деревянный дом с каменным портиком на Спасской улице много раз на своем веку менял владельцев. В том числе здесь некоторое время жил известный художник и архитектор Александр Витберг – автор проекта Александро-Невского собора, строившегося в Вятке в 1839-1864 годы.
В этой усадьбе Андреевский использовал необычную для центра города планировку. Как подчеркивают историки вятской архитектуры, «строение на 15 саженей отодвинули вглубь от дороги. А флигели поместили на линии застройки улицы. Перед домом образовался двор, служебные строения «отошли» на заднюю границу участка. В северо-восточной части разместилась старая березовая роща, а перед главным строением – сквер».
По проекту архитектора Андреевского также было построено здание Вятского реального училища. Сегодня особую привлекательность историческому дому на улице Древлевского, 67 в городе Кирове придает тот факт, что в разные годы здесь учились революционер Степан Халтурин и писатель Александр Грин.
И все же несмотря на архитектурные достоинства всех других творений вятского зодчего, его визитной карточкой – с точки зрения узнаваемости и привлекательности для туристов со всего мира – можно считать именно «Дом Чайковского» в Воткинске, хотя это была едва ли не самая первая самостоятельная работа архитектора по окончании Академии художеств в 1806 году.
Фото: Wikimedia Commons/Караваев М.В./Maximusjunior (CC BY-SA 3.0), Wikimedia Commons/ Wacher98 (CC BY-SA 4.0), Wikimedia Commons/Triumphato (CC BY-SA 4.0), Wikimedia Commons/Pattern43 (CC BY-SA 4.0)
На Эльбрусе воссоздают альпинистский лагерь «Приют 11»