"Урал Опера Балет" вернул в репертуар "Шопениану", икону балета Серебряного века
Театр "Урал Опера Балет" закрыл сезон премьерой нового вечера одноактных балетов. В него вошли два классических балета Михаила Фокина и "Картинки с выставки", поставленные Анной Щеклеиной.
Для екатеринбургского балета нынешний сезон стал первым, полностью сверстанным и проведенным новым художественным руководителем - Максимом Петровым. В марте труппа выпустила большую мировую премьеру - "Сказки Перро", где молодые отечественные композиторы соединились в сложном взаимодействии с молодыми местными хореографами.
После этого театр отметился в Москве, на новой для балета площадке ГЭС-2. Там Антон Пимонов, в ходе этой работы вернувшийся в "Урал Балет", вместе с композитором Владимиром Горлинским представили еще одну новинку - заточенный для этой труппы одноактный "Графит". В июне еще одну одноактную премьеру выпустил солист труппы Игорь Булыцын. Все эти постановки продолжили давно выбранную театром специализацию на создание современной классической хореографии.
Вместе с тем екатеринбургский театр обладает почти полным набором классики и продолжает расширять этот репертуар. "Шопениана" Михаила Фокина стала одним из тех спектаклей, с которых (еще в 1925 году) начиналось знакомство местной публики с искусством балета. Но в течение ста лет этим спектаклем знакомство Екатеринбурга с творчеством первого хореографа дягилевских "Русских сезонов" и ограничилось.
Новый худрук решил вернуть в репертуар эту икону балета Серебряного века: созданная как оммаж эпохе романтизма, "Шопениана" всегда и везде обречена на восторг зрителей. К ней он присоединил другой фокинский балет - "Карнавал" на музыку Шумана, как и "Шопениана", созданный как частная инициатива для благотворительного вечера, с триумфом съездивший в Париж и после этого вошедший в репертуар Императорских театров. Но фантазия в духе эпохи венского бидермайера оказалась далеко не универсальной, и спектакль исчезал с советской сцены на много десятилетий. За это время оказалось почти утрачено искусство пантомимы, а именно "балетом-пантомимой" обозначили жанр "Карнавала" его создатели.
Впрочем, современные екатеринбургские танцовщики далеки от любых игр в стилизацию. В последнее десятилетие, даже когда в репертуаре театра появлялась хореография Бурнонвиля или восстановленные по архивным записям спектакли Петипа, здесь ценились не утонченные реверансы былым эпохам, а тот универсальный танцевальный знаменатель, что объединяет любые эпохи.
Новые постановки, осуществленные петербургскими мэтрами старшего поколения ("Шопениану" восстановили Наталья Большакова и Вадим Гуляев) и одним из мастеров нынешнего (над "Карнавалом" работал действующий солист Мариинского театра Александр Сергеев), выглядят расширением границ и профессиональным вызовом для артистов. Кордебалет усердно круглит локти, три балерины и премьер меланхолично клонят головы к плечу в "Шопениане", солисты усушают амплитуду движений в "Карнавале" - но, кажется, едва закроется занавес, и за ним они дадут выход усиленно сдерживаемым эмоциям.
Эту энергию, кажется, и высвобождает финальная постановка вечера - "Картинки с выставки" на музыку легендарного цикла Мусоргского, осуществленная Анной Щеклеиной. Одна из самых востребованных сегодня хореографов современного танца, в "Урал Балете" она ставила еще десять лет назад, в самом начале своей карьеры. Тогда Щеклеина была участницей проекта для начинающий хореографов, теперь вернулась в новом статусе. И если тогда профессиональные классические танцовщицы во многом обогащали своими возможностями ее "Троицу", то теперь она подарила им свою раскрепощающую пластику, музыкальную спонтанность, пространственную свободу.
Не случайно в ансамблевом балете Щеклеиной приняли участие ведущие солисты труппы Елена Воробьева и Екатерина Кузнецова - участницы всех экспериментов театра последних лет, которые в этой же программе примерили на себя и ведущие партии в "Шопениане" и "Карнавале".
Балетное "полиглотство", стремление найти себя в разных танцевальных системах стало идентичностью екатеринбургских танцовщиков и гарантией следующих непредсказуемых премьер.