Арт-субъект: Погружаемся в современное искусство
Как понять современное искусство?
Существует несколько уровней его понимания: от зрителя до эксперта. Если вы только начинаете знакомиться с современным искусством — нужно преодолеть сопротивление и оценку: «Это что, искусство?!» В этом вам поможет любопытство и искренний и безоценочный интерес к тому, что вы видите.
Не стремитесь понять всё сразу. Начните с простого описания произведения: что изображено, какая у него форма, какие материалы использовались. Далее изучите контекст: в какое время создано произведение, какие события происходили, где находился автор и что на него влияло. Современное искусство — взгляд именно на современность, и мы не можем изучать его в разрыве от того периода времени, когда оно создавалось. Такой подход поможет включиться в процесс исследования и усилить глубину понимания.
А нужно ли его понимать?
Современное искусство — это инструмент познания окружающей действительности. Глубина познания искусства зависит от способности к рефлексии, уровня общей эрудиции, прожитого личного опыта, умения читать между строк и подмечать метафоричность. Помните: задача современного искусства — создание новых смыслов. Разглядите в нём свой.
Что чаще всего покупают?
Во многом это зависит от сегмента. Тиражное искусство, скульптуры малых форм, небольшая графика и даже фотография, благодаря своей доступности, легко найдут своего владельца. Если говорить про рынок, самой востребованной по-прежнему остается живопись. Затем идут графика и скульптура, в последней радует интерес к более абстрактным формам и эксперименту с материалами. А вот коллекционеры приходят за именами, периодами и смыслами. В интерьер по-прежнему подбирают что-то более понятное, либо абстрактное, «с чем легко жить». Также сейчас набирает популярность ультрасовременное искусство — художники, родившиеся после 1975-го.
Кто такой арт-дилер?
Арт-дилер — это посредник при приобретении искусства. Его задача — найти определённого автора или работу для коллекции. Арт-дилер отвечает за весь цикл сделки и может быть частью команды галереи или работать самостоятельно. Он должен понимать устройство арт-рынка и знать его ключевых игроков, историю искусства. Для арт-дилера важно уметь отличать хорошее произведение и оценивать его с точки зрения востребованности в будущем, а также иметь развитые связи и заслужить доверие всех участников арт-рынка., Современному российскому искусству уже больше 100 лет. Именно в России, где искусство в начале ХХ века оказалось в авангарде мирового художественного процесса, были созданы первые в мире музеи нового типа: в 1921-м в Петрограде открылся Музей художественной культуры (1921-1926); в 1923-м году в Москве — Государственный музей нового западного искусства (1923-1948), на пять лет опередивший знаменитый Нью-йоркский Музей современного искусства (1929).
Сегодня искусство представлено не только на выставках в музеях, его можно увидеть и в пространстве города. Примером может служить скульптурная композиция «Последние» арт-группы Сан-Донато, установленная ГЦСИ в 2012 году в Калининградском зоопарке и открывающая путешествие по зоосаду.
В Калининграде более 25 лет с современным искусством работает команда Балтийского филиала Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (бывший ГЦСИ, 1997). С периодичностью раз в два месяца открываются новые выставки, проводится большая просветительская программа. Мы специализируемся на представлении новых медиа, видео-, искусства и науки и саунд-арта, но и одновременно делаем проекты, связанные с осмыслением наследия территории, времени, в котором живем. Для нас важно поддерживать профессиональное сообщество художников, мы работаем с ними от создания идеи до полного технического воплощения. Замечательно, что кроме филиала ГМИИ, в Калининграде с современным искусством работает галерея ARTGART, фестиваль фотографии и медиа-арта «ФотON», «Дом китобоя», Калининградский областной музей изобразительного искусства, галерея нового искусства «Новичок» в баре «Ельцин», арт-пространство BARN и городской культурный центр в Закхаймских воротах. Возможно, я кого-то не назвала, но это лишь говорит о живом процессе в мире искусства., Калининград увидел современное искусство мирового уровня в 1996 году на Международной биеннале графики в Художественной галерее (сейчас — Калининградский областной музей изобразительных искусств). Мы с Евгением Уманским — кураторы биеннале — показали персональную выставку масштабных черно-белых офортов Ричарда Серра, классика американского искусства, скульптора. В 1997 году был учреждён Калининградский филиал Государственного центра современного искусства, ставший в 2020 году Балтийским филиалом ГМИИ им. А. С. Пушкина. За это время изменилось не только отношение — около 40% посетителей приходят к нам, чтобы узнать что-то новое и познакомиться с современным искусством, а 20% аудитории посещают музей с целью получить вдохновение — но, самое важное, в Калининграде, несмотря на отсутствие системы высшего художественного образования, есть художники и кураторы, которые интересно и уверенно работают. Пример сотрудничества с молодым поколением авторов — выставка «Безгранично», организованная филиалом в формате открытого конкурса в выставочном зале на проспекте Победы, 5а. Пять идей инсталляций посвящены границам, их преодолению, принятию, растворению.
Вы хотите понять язык современности, услышать себя в этом потоке информации? Не готовьтесь, смело идите без ожиданий, и пусть это будет ваш новый опыт переживаний, впечатлений. Как раз искусство позволяет притормозить, замедлиться, вернуться к себе настоящему в этом стремительно меняющемся мире. Не пытайтесь объять необъятное — начните с работ, которые вам откликаются на выставке, проживите этот момент осмысленно. Современные художники проводят большую интеллектуальную работу — работают с архивами, участвуют в нестандартных научно-художественных исследованиях. Поэтому в начале может быть сложно, но любой проект филиала Пушкинского музея сопровождается аннотацией — описанием идеи, путеводителем, экскурсиями кураторов и медиаторов, которые помогут вам сориентироваться, а также большой просветительской программой. В диалоге с публикой мы предлагаем рассмотреть тему шире — с философской, научной, психологической точек зрения. Большинство художников участвует в открытии, а это уникальная возможность напрямую задать свой вопрос автору. Не упускайте этот шанс., Митя Забелин, В его творчестве вы найдете бытовые сюжеты, упрощенно-геометризованное пространство, визуальную и концептуальную интерпретацию штампов вокруг образов «власти». Живопись и графика Мити отражают социокультурные деформации, коллективные страхи, социальную мифологию.
В искусстве я:
последние 32 года.
Самая первая работа:
я написал её в мастерских музея «Гараж». Неделю натягивал и проклеивал холст, консультируясь у ведущих московских художников. На саму работу осталась лишь пара ночей, что не помешало ей в итоге оказаться в одной из частных коллекций.
Стоимость работ:
От 50 000 руб. без ограничений.
Самый запомнившийся проект:
я долго запрягаю, поэтому приходится очень быстро двигаться. Большую часть времени занимает прицеливание/замысел. Для одного коллажа собирал материал в течение десяти лет. И это не предел.
Мои работы одним словом:
панорама.
Кто победит — художник или ИИ?
Это вопрос о том, кто победит: человек или атомная бомба. Искусственный интеллект — точно такое же опасное орудие в нечистоплотных руках.
Три главных инструмента современного художника:
стартовый капитал, связи, SMM
Где найти работы:
на сайте галереи ARTGART и в соцсетях @zabelin_m, Дмитрий Чайка Chimadaika, Художник, керамист, коллажист, создатель коллекций для бренда одежды — и всё это Дима Чайка! Его картины написаны маслом, собраны в коллажи, выполнены в жанре скетча и иллюстраций.
В искусстве я:
больше 20 лет.
Первая проданная работа:
портрет Роландо Виллазона на заказ.
Стоимость работ:
от 1000 рублей.
Самый запомнившийся проект:
создание книги с портретами и дизайнами костюмов для ирландской певицы Roisin Murphy, которую она потом издала для шекспировского театра «Глобус». Это навсегда в моём сердце.
Мои работы одним словом:
автобиографичные.
Кто победит — художник или ИИ?
Главное — участие.
Три главных инструмента современного художника:
голова, руки, ИИ.
Где найти работы:
на сайте галереи ARTGART и в соцсетях @chimadaika, Димос Малков (Dimos Malkoff), Доминирующий мотив его произведений — энергия мысли и красота размышлений. Это своеобразная рефлексия на тему неотвратимого шествия человечества к таинственному порогу, за которым либо вечная жизнь, либо вечная смерть.
В искусстве я:
25 лет
Стоимость работ:
люди, которым нравится моё искусство, осведомлены о ценах. Те, кто захочет узнать стоимость — узнают. Это не сложно. Всем остальным знать об этом не обязательно. Можно просто посещать выставки, общаться со мной и радоваться жизни.
Самая запоминающаяся история:
Куры едят масляную краску. Парадокс… Однажды в деревне я намазал на улице картину. Прислонил её к лавочке и зашёл в дом пообедать. Изрядно подкрепившись вкуснейшим тёщиным борщом, я вышел на улицу, чтобы предаться размышлениям о бинарной проблеме Гольдбаха, созерцая свой новоявленный шедевр. К моему ужасу, картина валялась в траве. Пяток самых дерзких кур исправляли «слабую», по их версии, работу. Они в прямом смысле топтали и клевали моё искусство, бессовестно не замечая присутствия автора. С тех пор я не боюсь критики. Вариант после куриного апгрейда был намного лучше авторской версии.
Опишите свои работы одним словом:
жамевю. В ближайшее время будет и проект под этим названием.
Кто победит — художник или ИИ?
Смотря в чём.
Три главных инструмента современного художника:
глаз, сердце и рука.
Где найти работы:
на сайте галереи ARTGART и в соцсетях @dimos.malkoff, Ксения Шереметова-Благовестная, По своему мировоззрению — график. Для Ксении бумага предоставляет бесконечные возможности для экспериментов с различными материалами. Работы художника находятся в коллекция калининградских музеев и в частных коллекциях России, Европы, Канады и Арабских Эмиратов.
В искусстве я:
почти 30 лет
Первая проданная работа:
из цикла «Лирический ОГОНЬ», бумага, акварель,1995 г.
Самый запомнившийся проект:
цикл «САД НАСЛАЖДЕНИЙ». История создания в несколько лет длиной, которая продолжается по сей день. История восхищения женщиной, внутренней силой и красотой, не всегда заметным окружающим. И очень здорово работать с людьми — происходит мощный обмен энергиями и опытом…
Мои работы одним словом:
энергия.
Кто победит — художник или ИИ?
Художник.
Три главных инструмента современного художника:
талант, время, технические средства выражения.
Где найти работы:
в соцсетях @iris__bird и на персональной выставке Аmor odonatum в галерее ARTGART до 16 августа., Грачик gra и Маргарита Росчерк, Вы точно видели их муралы, пока гуляли по Калининграду. По пути вам мог встретиться Иосиф Бродский и подглядывающий Чехов на Чеховке. В такие моменты становишься случайным участником диалога с картиной. Стрит-арт безграничен — и Грачику с Маргаритой удалось внедрить его не только на улицы, но и в музеи и галереи.
В искусстве мы:
появились ещё до школы. Кто-то рисовал на обоях, а кого-то возили к бабкам-заговорщицам, чтобы изгнать демона, из-за которого ребёнок стал рисовать всяких скелетов.
Первая проданная работа:
Маргарита: у нас есть друг семьи, который периодически покупал у меня работы. Они были на самодельном холсте, экспериментальные, с толстым слоем масла, яркие, с использованием чистого цвета.
Стоимость работ:
У Грачика — есть и в подарок, а есть и свыше 100 000 рублей.
У Маргариты — зависит от размера и душевности работы. Есть за 150 000 рублей, а есть и за 3 000.,
Самый запомнившийся проект:
Маргарита:
Меня всегда интересовали портреты, лица людей и их взгляды, глаза. Я писала портреты на холсте и создавала рисунки на стенах города. Однажды я приобрела довольно крупный холст и собиралась создать рабочее пространство в подвале моего дома, но он не прошёл в дверной проём. Это было фиаско. Пришлось разместить холст в спальне: он закрыл половину комнаты и перекрывал свет из окна. И каждый день с холста смотрел мужчина, желая доброй ночи и встречая взглядом утром. Именно тогда я поняла, что мне необходима собственная мастерская.
Грачик:
В 2018 году я готовил два сатирических портрета для выставки современного искусства в Калининграде. После они остались в фонде пространства. Ко мне не раз обращались по поводу приобретения работ, но что-то останавливало покупателей. Через некоторое время мне сообщили, что работы утеряны, а спустя месяц и само пространство громко прекратило существование. А в 2024 году я внезапно обнаружил их на другом мероприятии, но уже без сатирических элементов. Выяснилось, что мои работы кочевали по пяти пространствам Калининграда, и никто не знал их автора.
Наши работы одним словом:
Грачик — искажение, Маргарита — нежность.,
Как стрит-арт трансформируется в галерейное искусство:
это интересный процесс, вызывающий дискуссии и споры. Создание работ, не предусмотренных для стен музеев, и перемещение первоначального контекста в контролируемую среду галерей может быть полезным и интересным опытом для всех участников.
Три главных инструмента современного художника:
цифровые технологии и ИИ, смелость, кисти с красками.
Где найти работы:
в соцсетях @gra_rookart и @margaretroscherk, Ольга Дмитриева, Художник-этнограф, сделавшая философа Иммануила Канта и писателя Эрнста Гофмана героями своих графических романов. Ольга создаёт картины в жанре станковой и книжной графики, комиксы и книжки-раскраски для детей и взрослых. Её работы находятся в музейных и частных коллекциях по всему миру: от Калининграда до Международного музея современной графики в Фредрикстаде (Норвегия) и галерее префектуры Канагава в Японии.
Первая проданная работа:
«Парк». Её с молодёжной выставки выкупил в коллекцию Калининградский областной историко-художественный музей.
Стоимость работ:
Всё зависит от разных факторов: вида искусства, например, графика или живопись, материалов. Цены на мои работы начинаются от 5 000 рублей и могут достигать 100 тысяч и больше.
Интересная история о создании одной из работ:
Это проект «Галстуки наших героев». Я сделала с десяток коллажей с проектами галстуков из старых советских открыток. А потом ко мне заехал немецкий коллекционер, по совместительству юрист, пришёл в восторг от этой серии и всю её купил. Эти работы украшали его юридическое бюро во Франкфурте.
Мои работы одним словом:
эмоциональные.
Три главных инструмента современного художника:
глаза, мозг, руки.
Где найти работы:
на сайте olgavers.art, Глеб Тришкин, Молодой калининградский художник, в одной руке которого — аэрограф, а в другой — обычные кисти. Именно аэрография стала ключевым средством самовыражения Глеба. В его картинах вы найдёт изображение реальности сквозь призму личных ощущений художника.
В искусстве я:
с младенчества. А «искусством» занимаюсь около четырёх лет.
.
Стоимость работ:
Не знаю, спросите лучше у Виталика Безпалова (художник, основатель выставочного проекта Spas Setun — Ред.).
Самый запомнившийся проект:
Мы с товарищами за неделю организовали и смонтировали выставку в калининградской мастерской «Союз» — это мои хорошие друзья. Много людей тогда пришло.
Мои работы одним словом:
искренние.
Кто победит — художник или ИИ?
Победит сильнейший.
Три главных инструмента современного художника:
рилсы, латте и кое-что ещё
Где найти работы:
в соцсетях @trishkin_gleb,
Фото: Наталья Меликова, предоставлены галереей ARTGART, из архива героев и редакции