Режиссер народных театров и педагог: Главархив — о личном фонде Михаила Померанцева
<p style="text-align: justify;">В Главархиве хранится личный фонд режиссера, драматурга и театрального педагога Михаила Померанцева. Документы были переданы в Главархив в 1976 году. Среди материалов можно найти статьи режиссера по истории эстрадного искусства, его пьесы и фотографии, а также лекции по сценическому искусству: «Учение о природе выразительного движения применительно к творческой практике актера», «О природе сценической эмоции», «К вопросу о физиологическом механизме сценической возбудимости актера». </p> <p style="text-align: justify;">Будущий театральный деятель родился 4 августа 1902 года в Туле. В 1928 году он закончил режиссерский факультет. С 1921 года работал в Пролеткульте — был режиссером первого Рабочего театра, а затем педагогом Центральной Арены Пролеткульта (так назывался комплекс театральных площадок и учреждений, находившихся в распоряжении членов пролетарского театрального движения). В 1923 году режиссер добровольно поступил в Отдельный батальон Охраны Революционного Военного Совета (РВСР) и штаб Красной Армии, где возглавил отдел театрального просвещения. </p> <p style="text-align: justify;">В 1920-1930-х годах Михаил Померанцев работал в разных кинотеатральных организациях, меняя места службы. Он ставил спектакли в Московском театре оперетты, рабочем театре Сокольнического района и Театре кукол Дзержинского района, преподавал в Государственном училище циркового и эстрадного искусства. За десять лет он поставил 72 драматических спектакля, 18 оперетт и три оперы. Он также придумывал сценарии для эстрадных и цирковых номеров, например, «Мисс Кока-Кола», «Кино-фельетоны» Немчинского и других. В качестве драматурга написал несколько пьес: «Набат», «Слепая», «Караул – режут» и другие. Особенно ему удавались произведения малой формы: комические интермедии, фельетоны, сценки, новеллы. </p> <p style="text-align: justify;">Много времени Михаил Померанцев уделял педагогической работе: вел курсы по мастерству актера и сценическому движению, читал лекции на режиссерских курсах при Московском театре Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС), которым руководил режиссер Алексей Дикий. Среди его учеников можно назвать режиссеров Григория Александрова, Ивана Пырьева, актеров Николая Радина, Лидию Сухаревскую, Надира Малишевского и многих других.</p> <p style="text-align: justify;">Работая на фабрике звуковых фильмов «Союзкино» (1931–1932), Михаил Померанцев возглавлял группу сотрудников, которая занималась изучением вопросов грамзаписи для звукового кино. Члены группы сконструировали первый аппарат для грамзаписи (техника записывания речи на пленку). </p> <p style="text-align: justify;">Режиссер также изучал и способы создания синтетического спектакля, где бы была возможность соединить приемы драматического театра, эстрады и кино. </p> <p style="text-align: justify;">Например, он придумал спектакль в Московском планетарии, в котором места действия быстро сменяли друг друга, так как в драматическом спектакле использовали возможности киноэффектов и монтажа. Наиболее интересным произведением синтетического характера на эстраде был концерт-новелла Померанцева «Судьба актрисы», имевший огромный успех у зрителей. Характеризуя плодотворную деятельность Померанцева в этой области, его коллега, главный режиссер театра им. Моссовета Юрий Завадский говорил, что Померанцев «явился практически первым в нашей стране режиссером, введшим в эстраду принцип ”киноживой актер”, который был впоследствии успешно применен в чехословацком театре “Латерна-Магика”». </p> <p style="text-align: justify;">В 1930-е годы Михаил Померанцев создал Театр народного представления в Центральном парке имени Максима Горького. В этом театре современное социальное содержание представления было облечено в форму импровизационных сценок русских скоморохов. Во время Великой Отечественной войны Михаил Померанцев работал во фронтовой театральной бригаде и поставил спектакль «Полководец Кутузов» в жанре лубка. Сборы с этих представлений были переданы на нужды Красной Армии. Михаил Померанцев воспитал ряд талантливых учеников, ставших выдающимися деятелями театра, балета, кинематографии: Григория Александрова, Ивана Пырьева, Николая Радина, Лидию Сухаревскую, Надира Малишевского и многих других.<strong><em> </em></strong>Умер Михаил Померанцев 22 сентября 1975 года. Среди материалов личного фонда режиссера также представлены его грамоты, благодарности, поздравительные телеграммы, фотографии из спектаклей по его произведениям и другие документы. </p> <p style="text-align: justify;">С документами Михаила Померанцева можно познакомиться в Главархиве по адресу: Профсоюзная улица, дом 82, корпус 1. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 9:30 до 15:00.</p>
«Если с другом вышел в путь»: Главархив – о документах по истории туризма из виртуального музея