Марсель Фаттахов: "В Уфе нет целеполагания и стратегии развития туристической отрасли"

В столице Башкортостана два дня подряд сносили исторические объекты

Марсель Фаттахов: "В Уфе нет целеполагания и стратегии развития туристической отрасли"
© Реальное время

В Уфе в конце недели атаке экскаваторов подверглись два исторических объекта — дома богослова Зии Камали и бывшая татарская школа. Градозащитница Эльза Маулимшина, которая готовилась выкупить первый для переноса, в шоке от происходящего — возможно, это конец истории длиной в десять с лишним лет. Подробнее — в материале "Реального времени".

В центре место только 28-этажкам?

В доме на Мажита Гафури, 89 жил Зыяитдин Камалетдинов, основатель и ректор медресе "Галия", в котором учились Шайхзада Бабич, Сайфи Кудаш, Хасан Туфан. Также Камали был имам-хатыбом Третьей соборной мечети Уфы. Кроме него в доме обитали и другие важные исторические личности, к примеру, писатели Сайфи Кудаш, Мажит Гафури, Галимджан Ибрагимов.

В 2019-м с вопросами о проблемах сохранения татарского исторического наследия (среди них — дом Зия Камали, Третья соборная мечеть, медресе "Хасания" и дом имама Мухутдина Сатаева) с письмом к Радию Хабирову обращался председатель национального совета "Милли шура" и вице-премьер Татарстана Василь Шайхразиев.

В марте 2020 года усадьбе присвоили статус объекта культурного наследия как памятника истории конца XIX — начала XX века.

В феврале 2021 года стало известно, что усадьбе угрожает снос. Об этом в социальных сетях сообщила председатель Башкирского республиканского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Эльза Маулимшина, добавив, что на этом месте планируется построить несколько 28-этажных домов.

В марте 2021 года на сайте Управления по государственной охране объектов культурного наследия была опубликована экспертиза, согласно которой дом не имеет мемориальной ценности. Маулимшина подала тогда возражения на экспертизу, в которой, к примеру, указывалось, что проживание с 1917 по 1923 год писателя Мажита Гафури не образует мемориальную ценность дома. Тогда она провела свою госэкспертизу, которая решила, что этот дом достоин войти в реестр памятников. Но в августе 2021 года на сайте Управления по госохране объектов культурного наследия Башкирии появился приказ об исключении усадьбы из числа выявленных объектов культурного наследия.

Новой застройщик — новые правила

Собственник земельного участка, на которой стояла усадьба — строительная организация "Никольская collection", которая принадлежит группе компаний "Прайм девелопмент".

Случайно или нет, но вчера начался снос другого дома — на углу улиц Тукаева и Зайнуллы Расулева, возле Первой соборной мечети Уфы, где располагались приют для мальчиков-сирот магометанской веры, а потом татарская школа, директором которой работал Шайхзада Тукаев (отсюда и название улицы).

— Я в шоке от происходящего, — ответила Маулимшина "Реальному времени".

Хабиров и его реестр национального наследия республики

Краевед и градозащитник Марсель Фаттахов напоминает, что ранее глава Башкортостана Радий Хабиров предлагал создать реестр национального наследия республики.

23 июля Хабиров внес в региональный парламент законопроект о создании такого реестра, в том числе — комплекс свадебных обрядов башкир, кумыс, технологию изготовления юрты, борьбу куреш, башкирское народное музыкально-поэтическое творчество, башкирский язык.

— Если связано с историей ислама — оно уже не является наследием республики? — спрашивает краевед.

Ранее озвучивались планы, что часть домов здесь должна быть снесена. По словам Фаттахова, об этом писали, но достаточно интенсивной дискуссии по судьбе этих зданий не было.

— В Казани руководство города, республики осознало, что историческое наследие, даже если оно ветхое, является нематериальным активом города и может стать точкой роста для города, для республики, для туризма в целом, — отмечает Фаттахов. — Я думаю, здесь ключевая проблема в том, что в Уфе нет целеполагания и стратегии развития туристической отрасли. Из-за этого очень значимая часть архитектурного и историко-культурного наследия дореволюционного периода сносится.