Войти в почту

Глава Минкульта РТ рассказала, почему кинофестиваль в Казани сменил название

Встреча министра культуры РТ с журналистами в середине лета уже стала хорошей традицией. Сможет ли театр Камала привлечь нужное количество зрителей в новое здание? Появится ли музыкальный театр в Казани? И почему в столице Татарстана теперь нет фестиваля мусульманского кино... Об этом и многом другом в материале корреспондента "РГ".

Глава Минкульта РТ рассказала, почему кинофестиваль в Казани сменил название
© Российская Газета

Как заполнить 1300 мест

Главная тема, которую затронула министр культуры, - судьба Татарского государственного академического театра имени Галиасгара Камала, который ждет новоселья в строящемся здании.

- Я скажу сейчас одну провокационную вещь. У нас очень много люди говорят о сохранении татарского языка. Но в театре кукол "Экият" билеты покупают на русские спектакли... Сможем ли мы сделать национальное искусство привлекательным для зрителя?

В новом здании театра Камала 1,3 тысячи мест в четырех залах. Как сделать это пространство привлекательным для всех целевых аудиторий? Это вызов: а мы вообще достойны национального театра?

Национальное искусство - оно для всех экзамен, испытание. Конечно, есть возможность и перевода спектаклей на любой язык, и адаптирования текста. Но некоторые произведения нет смысла адаптировать. Их можно только прочувствовать, понять. Ведь очень много спектаклей, которые идут сегодня в Камаловском театре, ориентированы на татароязычного зрителя. Человек ментально должен воспринимать тот посыл, который идет со сцены.

Для меня лично как для министра это вызов - доказать, что моя национальная культура интересна не только жителям республики, сделать так, чтобы люди приезжали из Москвы специально в этот театр. Это прекрасный шанс показать нашу самобытность.

По примеру "Ленкома"

Тревожит многих в республике и судьба старого здания Камаловского театра в форме парусника, построенного на берегу озера Кабан. Была идея открыть в его стенах музыкальный театр. Председатель Союза театральных деятелей РФ Владимир Машков, будучи на гастролях в Казани, также высказался по этому поводу.

Изначально оно проектировалось для музыкального театра, в зале есть оркестровая яма. Однако Ирада Аюпова отметила, что спешить с созданием нового театра не стоит. Сейчас прежде всего нужно привести здание в порядок. В зале не хватает кондиционирования, на сцене - света. А после обновления можно решать, как использовать данное пространство. К примеру, в Казани не хватает хороших театральных площадок для гастролей. Можно было бы здесь знакомить казанцев с лучшими работами, лауреатами премии "Золотая маска".

- Театр - это прежде всего репертуар, - говорит министр культуры РТ. - И сегодня его просто не хватит для того, чтобы открыть музыкальный театр. Это артисты, режиссура, драматургия... Должно идти не менее двадцати спектаклей на сцене. Я считаю, что необходим промежуточный этап, когда основной акцент будет сделан на музыкальную драматургию. И успешных проектов в нашей стране не столь много. В пример могу привести "Ленком".

Режиссер под подозрением

Прокомментировала министр культуры и ситуацию, которая сложилась вокруг художественного руководителя Буинского драмтеатра Раиля Садриева. Здесь подозревают конфликт интересов. На моноспектакль "Дервиш", получивший две номинации на "Золотую маску" ("Лучший спектакль малой формы" и "Лучшая мужская роль"), билеты продавались через ИП супруги худрука. Сам Садриев сейчас проходит по делу как свидетель.

- Я все же предлагаю разделять понятия творчества и административного устройства театра. Сейчас идет проверка, правоохранительные органы все анализируют. Мы, со своей стороны, тоже смотрим, как у нас все по документам проходило. Мы не видим операционную деятельность наших театров. Вот выехали они на гастроли, и каким образом получают доходы, нам неизвестно. Если документально будет подтверждено, что там не было нарушений, то я думаю, все будет хорошо. Надо просто разобраться в ситуации и двигаться дальше. Но Раиля я очень ценю. Он экспрессивно-эмоциональный и талантливый человек. Вспомните, 15 лет назад в Буинске шли в основном "юморески". А сейчас в репертуаре много серьезных и хороших произведений.

Кинофестиваль меняет название

В этом году международный казанский кинофестиваль вернет себе старое имя "Алтын минбар" ("алтын" - золотой, "минбар" - место для проповеди в мечети). Однако определение "мусульманское кино" из названия уберут - отныне это просто Казанский международный кинофестиваль "Алтын минбар". 20-й форум привычно пройдет в начале осени - с 6 по 11 сентября.

- Я думаю, это было правильное решение. В противном случае во время отбора нужно было бы четко определять критерий - что такое мусульманское кино, - пояснила Ирада Аюпова. - Это фильмы, снятые по мусульманским канонам, в мусульманских странах? Либо там один из героев должен быть мусульманином? Данная терминологическая неопределенность отпугивала очень большое количество людей, которые подавали заявки на участие в этом фестивале.

Мы духовно-нравственную матрицу не убрали, слоган таким и остался - "Через диалог культур к культуре диалога". И страны, которые не позиционировали себя в полной мере как исламские, но готовы были говорить о духовно-нравственных ценностях, в этом году проявили интерес к фестивалю. Сейчас отборочная кампания проходит легче. Да и конкуренции это добавит.

По мнению Аюповой, Татарстан сегодня стоит перед сложной задачей. Либо самим выращивать плеяду режиссеров, как это было сделано в Якутии, либо стать центром, где пришлые режиссеры будут снимать свои фильмы. В республике действительно есть хорошие локации. Любой готов снимать в таких условиях. Но если пришло большое количество внешних игроков, то создание регионального контента также подорожает.

- В новом здании театра Камала одна из площадок может работать как своего рода киностудия. Можно использовать ее в качестве павильона. Это позволит снимать как ролики, так и фильмы. Я очень надеюсь, что это тоже поспособствует тому, чтобы киноискусство у нас стало развиваться.

Вместо ЦУМа - центр ремесел

Рассказала министр культуры и о проекте создания центра ремесел на территории бывшего ЦУМа, недалеко от Железнодорожного вокзала.

- Если мы говорим об экономической составляющей, невозможно изобрести велосипед, - сказала Ирада Аюпова. - Есть три модели продвижения изделий традиционных промыслов и ремесел. Первая - внутреннее потребление. Это идеально работает в Индии. Текстиль, украшения - все хорошо продается на внутреннем рынке. Но там полтора миллиарда населения, нас намного меньше. Соответственно, у нас рентабельность будет куда ниже.

Вторая модель - это электронные магазины, маркетплейсы. Но этот механизм будет удачно работать только в том случае, если создадут хорошую производственную базу. Есть специализированные маркетплейсы для продвижения народных промыслов, крупные игроки электронной коммерции в такой продукции заинтересованы тоже.

Но тут есть одна особенность. Допустим, заказываете вы товар в крупном интернет-магазине. И хотите, чтобы он пришел к вам послезавтра или в обозримом будущем. Но для этого у предпринимателя должна быть готова вся линейка продукции. Сегодня у мастеров ресурсов для изготовления, скажем, женской обуви, начиная с размера 34-го и заканчивая 41-м, всей цветовой палитры не так много. А электронная торговля хорошо работает, если у тебя сразу есть что продать, потому что там в основе финансовой модели - логистика: вещь должна быть, ты просто ее доставляешь.

Ну и третья модель, которая может стать наиболее перспективной, это патент на авторское художественное решение, которое продается крупным производителям. Например, ты продаешь технологию и узор вышивки на постельном белье. Промышленники переводят это "в цифру" и, соответственно, производят большие партии. Такая практика существует.

Четвертого решения, как продвигать товары народных промыслов, на самом деле нет. На мой взгляд, можно начать с внутреннего употребления. Сегодня спрос есть. Стало модно носить национальное. Вот я сегодня в платье местного производителя. Для меня это не кич. И это не потому, что я министр культуры и оделась так перед журналистами. Спросите у подчиненных, я все время хожу в такой одежде. Мне она просто нравится, в ней удобно. Вот когда у нас будет много того, что нравится, что сделано местными продавцами, это будет здорово!