Войти в почту

В Петергофе завершен очередной этап реставрации собора Петра и Павла

Этот 70-метровый собор виден в Петергофе издалека. Яркий, нарядный, он напоминает московский храм Василия Блаженного и петербургский Спас-на-Крови. Выглядит очень живописно.

В Петергофе завершен очередной этап реставрации собора Петра и Павла
© Российская Газета

Вряд ли кто сейчас поверит, проходя или проезжая мимо этого храма, что много-много лет назад он стоял за забором без крестов, с ободранными куполами, в куче мусора и старых ржавых бочек, с выбитыми стеклами и разрушенной стеной...

- Кто не знает историю храма, вряд ли поверит, какие испытания выпали на его долю, - сказала мне Елена Павловна Логунова, в прошлом председатель общественной организации "Возрождение Петергофа".

С чего все началось

Сооружение Петергофского собора Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, а именно такое у храма полное название, началось с обращения горожан к императору Александру III - старый храм уже не вмещал всех верующих.

Фото: Елена Василькова

Император лично определил ему место в центре города возле пруда. Устроил конкурс среди архитекторов и выбрал проект Николая Владимировича Султанова, который был не только талантливым архитектором, но и искусствоведом, историком архитектуры, реставратором, преподавателем. Поражает количество обязанностей, которые он выполнял! Строил и реставрировал здания во многих городах России.

Что касалось будущего собора в Петергофе, Султанов сначала выполнил раскрашенный макет из гипса. Новому царю - Николаю II все понравилось, и в 1894 году работа началась. При строительстве Султанов использовал последние достижения технического прогресса. Например, здание отапливалось и освещалось электричеством. Архитектор продумал многое для удобства и священнослужителей, и прихожан. "Человеку в храме должно быть просторно, тепло, удобно и светло", - говорил он.

В июне 1905 года этот великолепный памятник церковного зодчества в так называемом "неорусском" стиле освятили в присутствии императорской семьи. Николай II написал в своем дневнике: "Храм прекрасен как снаружи, так и внутри…"

Трудные времена

После революционных событий для собора наступили трудные времена. В 1921 году на его куполе был устроен наблюдательный пункт за кронштадтским мятежом. Позже, когда началась борьба с религией, некоторые горячие головы предлагали взорвать собор. Но в 1934 году его просто закрыли и устроили в нем склад. Сняли кресты, колокола, содрали позолоченную облицовку глав, вынесли всю утварь и иконы. Так Петергофский собор или как его еще называют - Петропавловский, простоял до начала войны.

Когда немцы вошли в Петергоф и стали безжалостно уничтожать его уникальные дворцы и скульптуры, собор они не взорвали, а устроили в нем казарму и столовую. На самом верху оборудовали наблюдательный пункт для корректировщика: с верхней точки собора хорошо просматривался Кронштадт и Ленинград. Фашистские снаряды били точно в цель. Эту точку надо было уничтожить. Что и сделали наши моряки из Кронштадта - прямой наводкой. К сожалению, была разрушена стена колокольни. Но сам собор устоял. И даже фашисты, отступая, его не взорвали. Словно какая-то неведомая сила берегла храм.

Когда жители Петергофа вернулись в свой освобожденный город, то увидели: весь он лежал в руинах, и только собор Петра и Павла возвышался среди развалин. Он стоял без крестов, с ободранными куполами, с выбитыми стеклами и разрушенной стеной, но выглядел по-прежнему величественно. Хотя очень нуждался в реставрации. Как, впрочем, и весь город. Но на все очень не хватало средств.

Первые реставрации

Долго ли собор ждал бы своей очереди, но однажды случилось неожиданное. На хозяйственное совещание города прибыл заместитель председателя Ленгорисполкома Михаил Дмитриевич Филонов. Когда зашел разговор о восстановлении Петергофского собора, он, бывший морской офицер, вдруг сказал: "Обещаю посодействовать, это мой долг. В войну я служил в Кронштадте, и мне пришлось вести огонь по храму, чтоб "выкурить" оттуда вражеских корректировщиков. А теперь - пришла пора храм возродить".

Мне удалось найти и пообщаться с Филоновым. Узнала от него, что собор обстреливали два наших линкора - "Марат", на котором служил Михаил Дмитриевич, и "Октябрьская Революция", о чем Филонов все эти годы тяжело переживал. Ведь этот собор не просто культовое сооружение, а еще и замечательный памятник архитектуры. Но по нему пришлось лупить нашими снарядами с кораблей…

Первая реставрация

Филонов выполнил свое обещание: по его инициативе руководители районного и городского исполкомов выделили средства и материалы на реставрацию. Она началась с возведения строительных лесов. Восстановлением собора занималась группа "Реставратор", которой руководил заслуженный архитектор Евгений Павлович Севастьянов, уроженец Петергофа. Первые чертежи были готовы к 1974 году. А потом вдруг все замерло. Кончились средства. Собор продолжал стоять в лесах…

Сколько бы еще он так простоял, но помогли приближающиеся Олимпийские игры 1980 года. Город должны были посещать иностранцы. И деньги нашлись. Работа снова закипела. Надо было все сделать как можно быстрее. Прежде всего, заделали обстрелянную стену. Заблестели позолотой пять куполов. На них предстояло водрузить новые латунные кресты. Старые не сохранились, но по найденным чертежам русские кузнецы изготовили великолепные копии замечательных узорчатых крестов с особыми завитками, лучами, звездами. Главный крест весит 400 килограммов. Остальные поменьше. Наверх их поднимали по очереди с помощью вертолета и с ювелирной точностью ставили на прежние места. За установкой крестов наблюдала огромная толпа - жители и гости Петергофа. Люди радовались, кричали "ура!", поздравляли друг друга, надеясь, что совсем скоро собор восстановят. Вот только что будет в нем - музей или концертный зал? Или все-таки храм?

Однако с окончанием Олимпиады работа снова остановилась. И снова из-за отсутствия финансирования. "Но ведь храм может погибнуть!" - возмущались горожане. Они создали общественную организацию "Возрождение Петергофа", которую возглавила Е.Логунова. Верующие и неверующие добровольцы вносили денежные пожертвования, очищали территорию вокруг храма, убирали мусор, чистили, скребли... Сейчас в храме можно увидеть имена и фамилии всех, кто добровольно поддержал материальную жизнь собора. А храм продолжал стоять в лесах еще долгие годы.

Фото: Елена Василькова

Евгений Павлович Севастьянов надорвал свое здоровье, бегая по инстанциям. Он стал убеждать чиновников: "Если не можете спасти шедевр архитектуры - верните его русской церкви!"

Мечта архитектора сбылась в 1989 году после празднования 1000-летия крещения Руси. Теперь восстановительные работы продолжило Ленинградское епархиальное управление. 19 января 1990 года после 55 лет молчания прошло первое богослужение под открытым небом - Петергофский храм не смог принять всех желающих. А в 1994 году патриарх Алексий II освятил собор. К большому сожалению, и Севастьянов, и Филонов не дожили до этого дня.

Колокольный звон

Реставрация собора продолжалась. Предстояла сложная работа: повесить новые колокола. К сожалению, старые не сохранились. Первый набор колоколов собору подарила в 1990 году церковная община Мариенбурга, что под Гатчиной. А бывший директор Михайловского Пушкинского заповедника, почетный гражданин Петергофа Семен Степанович Гейченко подарил собору колокол-дискант.

- Гейченко - наш земляк, он здесь родился, работал, отсюда ушел на фронт, но всегда вспоминал свой Петергоф, - сказала Елена Логунова.

В 1993 году из Германии прибыли три стальных колокола, купленные супругами Бахман. Побывав однажды на экскурсии в Петергофе, они узнали о трудной судьбе собора и решили сделать подарок. Прислали колокола, изготовленные на знаменитом колокольном заводе Аахена. Самый большой из них - баритон, весит 1750 кг. Второй колокол - тенор, его вес 1100 кг. Третий - альт, весит 900 кг. Голоса колоколов были подобраны по звукам песни "Дубинушка" и слышны очень далеко...

Продолжение следует

И вот наступило время, когда в собор можно свободно войти с удивительно красивого, просто сказочного крыльца. Что я и сделала. Внешне храм величав, но внутри кажется небольшим, уютным. Утренняя служба уже закончилась, прихожан не было. Только батюшка в парчовом одеянии стоял возле иконостаса. "Вас можно поздравить? - спросила его. - Реставрация, наконец-то, закончилась?" "Рано поздравляете. Работы еще так много! Удивляюсь, как храм выстоял" - ответил он. И предложил подняться на смотровую площадку. Внутри собора - винтовая лестница. Следуя совету батюшки, я поднялась по ней наверх, одолев 143 ступеньки. И увидела Кронштадт, Финский залив, Васильевский остров Санкт-Петербурга. С высоты - дух захватывает от этой красоты! Архитектор Султанов мечтал сделать эту площадку доступной для всех желающих.

Петергофский собор - лебединая песня зодчего, он завершил его творческий путь. Султанов умер на чужбине в 1908 году. Покоится на погосте русской церкви в Висбадене. Но творение его рук продолжает восхищать каждого, кто ценит настоящее искусство.

Десять лет назад нашлись средства для восстановления Петергофского собора и в бюджете Санкт-Петербурга. Теперь все делается не формально, очень качественно. Фронт работ огромный, но сделано уже немало. Реставрация идет поэтапно, ее планируют завершить в 2026 году.