Электросамокаты ограничат еще больше. Что ожидает владельцев СИМ?
В России в первом чтении принят закон о штрафах для владельцев электросамокатов, а в Беларуси вводят запреты на движение этих средств индивидуальной мобильности в определенных местах и готовят изменения в ПДД. О том, что ожидает владельцев модных транспортных средств, - в материале "СОЮЗа".
Как в России
В России, по данным на конец сезона 2023 года, насчитывалось 332,4 тысячи самокатов, причем именно для прошлого года характерен взрывной рост рынка: число двухколесных транспортных средств увеличилось сразу на 75 процентов. В сезоне 2023 года россияне совершили 208 миллионов поездок, а количество пользователей выросло более чем в два раза - с 15,5 до 36,5 миллиона человек.
Такая динамика закономерно привела к росту происшествий. МВД не учитывает отдельно ДТП с электросамокатами, объединяя их в группу с гироскутерами, моноколесами и сегвеями. И тем не менее в прошлом году с участием таких транспортных средств случилось 3177 аварий, или 2,4 процента от всех ДТП в России.
Кардинальное решение проблем с самокатчиками - повсеместное выделение для них отдельных полос
О том, чтобы урегулировать статус владельца "средства индивидуальной мобильности" на дорогах общего пользования и в местах скопления пешеходов, говорят уже давно.
Первой мерой на этом пути стали изменения в ПДД, которые вступили в силу с 1 марта 2023 года. Так, например, детям до семи лет разрешено передвигаться только в сопровождении взрослых и по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам. Если ребенок постарше, от семи до 14 лет, то ему "доступны" зоны, выделенные для велосипедистов, а присутствие взрослых уже необязательно. С 14 лет на самокатах разрешено передвигаться по правому краю проезжей части.
Максимальная скорость самокатов ограничена 25 км/ч. На пешеходных дорожках и тротуарах приоритет отдается пешеходам. Что же касается автодорог, то ездить по ним можно только на тех участках, где максимальная скорость ограничена 60 км/ч и где разрешено движение велосипедистов.
Нарушителей ждут штрафы. Например, штраф от 20 до 30 тысяч рублей грозит тому, кто будет управлять электросамокатом в состоянии алкогольного опьянения. Чуть меньше, от 10 до 15 тысяч рублей, заплатит тот, кто попадет на самокате в ДТП с причинением пострадавшему вреда средней тяжести. Это может быть перелом, лечение которого потребует от 21 дня до четырех месяцев. Если нанесен легкий вред, например, растяжение или ушиб - оштрафуют на две или пять тысяч рублей. Оставление места ДТП приведет к тому, что из кармана придется отдать от четырех до пяти тысяч рублей.
За движение по тротуарам придется заплатить от трех до трех с половиной тысяч рублей, а передвижение на одноместном самокате вдвоем обойдется в две-три тысячи рублей. И наконец, превышение скорости будет караться штрафом от 500 до пяти тысяч рублей.
В обществе идут разговоры о том, чтобы вообще запретить электросамокаты и прочие средства индивидуальной мобильности. Так, спикер Госдумы и председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Вячеслав Володин запустил в своем телеграм-канале опрос, в котором сообщил, что в Думу поступают предложения о полном запрете использования электросамокатов. Он поинтересовался у подписчиков, нужен ли запрет. По данным на начало этой недели в нем приняли участие более 350 тысяч человек. Из них 54 процента посчитали, что запрет нужен, 41 процент уверен, что в нем нет необходимости.
Электросамокаты запрещены в Китае, утверждает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.
- Идеальным способом урегулировать взаимоотношения владельцев самокатов и прочих средств индивидуальной мобильности с участниками дорожного движения и пешеходами может стать только выделение для них отдельных полос, - уверен он.
По мнению Игоря Моржаретто, это возможно, но упирается в финансы. А культура вождения в России практически отсутствует. Что же касается ужесточения наказаний за нарушения, то он не видит в этом ничего плохого. "В Госдуме признаются, что пока нет понимания того, как администрировать такие проступки, как ловить нарушителей", - резюмирует он.
Как в Беларуси
За несколько лет персональные средства мобильности на улицах белорусских городов окончательно утратили статус предмета восхищения и модного молодежного аксессуара, успев превратиться в объект раздражения и даже порицания. Популярность сыграла с электросамокатами и велосипедами злую шутку: поклонники шеринга пока так и не сумели отрегулировать свои взаимоотношения с пешеходами и законом.
В 2023 году в стране было травмировано более 1000 детей, катавшихся на велосипедах и самокатах. Взрослую статистику ГАИ не приводит, но озабоченность по поводу чрезмерной активности двухколесного транспорта проявляет. Ограничительные меры не заставляют себя ждать. К примеру, на некоторых участках дорожной сети Минска скорость электросамокатов принудительно снижена шеринговыми организациями до 15 и 20 км/ч. В ряде мест установлены знаки, вовсе запрещающие движение на средствах персональной мобильности. И количество таких локаций планируется увеличивать. Районные администрации, реагируя на сигналы граждан, предлагают закрыть для шеринговых велосипедов и самокатов парки и территории учреждений образования. Звучат даже предложения об ограничении велопарковок возле учебных заведений.
Госавтоинспекция реагирует на тревожные сигналы и предложения общественности, заявил на днях заместитель начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома Денис Ливанович:
- Мы, в частности, планируем ввести ограничения почти на полусотне перекрестков, чтобы максимальная скорость движения лиц, передвигающихся на СПМ, была приближена к скорости шага человека на пешеходных переходах.
Тем временем с июня уже введен запрет передвижения на шеринговых электросамокатах в одном из популярных мест массового отдыха белорусской столицы - парке Челюскинцев. Ожидается, что "тихой зоной" вскоре станет и Центральный детский парк им. М. Горького.
Снижение числа ДТП с участием пользователей арендованных электросамокатов в июле обсуждали в столичной мэрии. На совещание пригласили представителей кикшеринговых организаций. Последние и сами озабочены побочными последствиями "двухколесного бума". Только электросамокатов в городе более десяти тысяч, при этом около трех тысяч пользователей из-за различных нарушений уже подверглись блокировке. Основные причины - поездки на самокатах вдвоем, игнорирование возрастных ограничений, порча арендованного средства передвижения, нарушения ПДД. К слову, за неправильную эксплуатацию таких средств передвижения можно получить штраф от 40 до 120 белорусских рублей (1070-3200 российских). Однако подобные блокировки не решают проблем кардинально, ведь летом ежесуточно минчане совершают около 50 тысяч поездок. И более 80 процентов - это трансферы в черте города.
Чтобы дополнительно дисциплинировать пользователей, в Минске на днях запустили пилотный проект по выборочному тестированию на скорость реакции перед началом поездки на электросамокате. Тест занимает не больше минуты. Тем, кто не прошел проверку, скорость автоматически ограничат до 15 км/ч. Отказ от испытания приведет к аналогичному результату. Тестирование предусмотрено в вечернее время, а также в местах с высокой концентрацией пешеходов.
В столице Беларуси планируют саккумулировать все предложения по изменению правил передвижения лиц на СПМ, чтобы учесть при составлении соответствующего решения о дальнейшей судьбе таких средств передвижения. Упор делается на электросамокаты, ведь именно они занимают основную нишу спроса. Велосипедов на городских улицах в этом сезоне стало заметно меньше. Сегвеи, гироскутеры, мотоколеса и иные модные средства персональной мобильности сейчас погоды в данном сегменте средств передвижения не делают.