Войти в почту

24.07.2024 Июль с искусством заправского режиссёра продолжает удивлять яркими сюжетами. Динамично собранная мною по приглашению В.Г. Семёнова группа энтузиастов - друзей Музея-клуба истории образования и духовной культуры (школа № 2045 имени Героя России Дмитрия Разумовского) отправилась в Рузино, большую деревню неподалёку от Зеленограда. А кто такой Виктор Германович Семёнов? Напомню: это краевед, исследователь, президент некоммерческого партнёрства «Российское теплоснабжение», кандидат технических наук, меценат, философ, кинематографист, патриот без всякого «кваса». Нашу группу в составе автора этих строк, даровитого краеведа, журналиста Никиты Кузнецова, окончившего школу с серебряной медалью, химкинского краеведа Максима Звягинцева и архитектора, церковного волонтёра, мамы троих детей Екатерины Алёшиной Виктор Германович радушно встречает у храма Покрова Прсв. Богородицы. По храму село когда-то именовалось Покровским или Горетово. Не исключено, история его уходит в XIV век. Обширная же территория называлась Горетов стан (по речке Горетовке), простиравшаяся вплоть до московского Кремля и включавшая земли Химок, Зеленограда, Истры, Красногорска. Горетов стан был на протяжении веков вотчиной московских князей. В Рузине - подворье Чудова монастыря, находившегося в Москве, и был возведён в XV веке Покровский храм. Долгое время оставаясь деревянным, он сгорел в 1627 г., потом снова сгорел в начале XIX века и, наконец, был отстроен ампирным красавцем в 1812-15 гг. на средства князя Щербачёва. Кстати, прихожане из Крюкова, где не было своего храма, ходили в Рузино. В 1930-е гг. храм закрывают, а в 1941 году гитлеровцами сносится его колокольня, на которой засел наш корректировщик огня. После войны храм приходит в запустение и растаскивается местными жителями на камни. Но наступает время их вновь собирать, и инициирует сей процесс монахиня Иустина, 10 лет с невероятным упорством добивавшаяся передачи земли церкви. Община была зарегистрирована в 1997 году, после чего строится небольшой деревянный храм, увы, сгоревший в 2008 году. Но история пожаров Покровской церкви показала, что на пепелище возникал новый храм, ещё лучше прежнего. И вот в 2012 году началось возрождение храма: выходит с лопатой монахиня Иустина, а ей на помощь приезжает экскаватор. Теперь строительство храма ведётся под неусыпным контролем его старосты Виктора Семёнова. Храм поднимается всем мiром, т.е. обществом. Ныне храм является также и памятником воинам, погибшим в Битве за Москву. Тщательным образом изучаются документы, и вместе с кирпичом закладывается гильза-медальон с именем солдата. 110 тысяч кирпичей - 110 тысяч записок. Это далеко не полный перечень павших под Москвой, едва ли не 1/10 его часть, но работа продолжается. Храм возводится в былом виде (удалось частично найти чертежи, расчистить фундаменты), толщина стен - 4 метра; в 2019 году на храме установлены купола и кресты. Рядом с храмом-памятником появляются мемориальные композиции по всем регионам, откуда прибывали защитники Москвы, - Украина, Белоруссия, Средняя Азия, Сибирь… Виктор Германович сетует, что один известный скульптор подвёл: не изготовил плиту в память воинов Кавказа и Закавказья, оборонявших столицу. В центре образовавшейся композиции установлен поклонный крест, а рядом - захоронен прах неизвестного солдата. В ходе работ, естественно, были найдены и старинные надгробия; самое древнее из них датируется второй половиной XVII века. На площадке перед храмом стало традицией праздновать День Победы. Итак, наша группа осматривает достопримечательности и слушает рассказ Виктора Семёнова. Ночью шёл дождь, сейчас же небо освобождается от туч, не изгоняя их полностью, а умело используя для пейзажных композиций. Мы входим под своды храма: росписей и икон пока нет, но белизна стен - словно от ангельской чистоты имён воинов, из которых они сложены. Особое внимание обращается на систему отопления храма. Затем мы по узкой деревянной лестнице поднимаемся на колокольню. Чтоб поддерживать люк в открытом состоянии, нужен какой-нибудь брусок подлиннее, и его быстро обнаруживают Никита с Максимом. Колокола, как гигантские шлемы, нависают над нами. Открывается панорама на Горетов стан и кажется, что мы - в центре него! Виктор Германович разрешает нам легонько позвонить в колокола. О, разве есть лучший способ мне отпраздновать юбилей?! Потом мы прислоняемся к большому колоколу руками, староста осторожно извлекает звук, а мы ощущаем вибрацию сего мощного организма. В сознании - мысль об исцелении; мне оно требуется: духовное, физическое, и я прислоняюсь к колоколу головой. Уже достаточно сказано о колокольном звоне как о виде терапии. Через колокольню время не проносится стремительно, оно будто совершает здесь колебательные движения, заряжаясь историей и откровениями. Михаил Звягинцев замечает, что, судя по фамилии, его предки были звонарями. Почти непрестанно гудят самолёты: поблизости аэропорт Шереметьево, ну и вообще - сезон отпусков! После осмотра храма мы заглядываем в домик с часовней, церковной лавкой, трапезной, где нас любезно встречает Ирина, знакомая Екатерины: они вместе поют в хоре. Тут есть и небольшая экспозиция с находками: вот кусок дореволюционного колокола, вот неолитическое орудие, найденное археологом А.Н. Неклюдовым на церковной территории. Никита восхищённо замирает: у него в руках подвески IX века неславянского происхождения! Неужели финно-угорское украшение? Виктор Германович обращает наше внимание ещё на один раритет - камень XV в. с изображением варяга. Насколько известно, ничего похожего в Подмосковье не обнаружено. В лавке можно приобрести познавательную книжку Егора Смирнова и Виктора Семёнова «Храм и война» (М., 2020), из которой я почерпнул некоторые сведения для моего очерка. По завершении прогулки Виктор Германович приглашает нас к себе домой, где за столом с угощением состоялся настоящий семинар по краеведению. Напомню, что мы с Никитой Кузнецовым обнаружили материалы, доказывающие, что музейно-краеведческая работа на зеленоградской земле окончательно оформилась в 1924-25 гг. Об этом однозначно свидетельствует А.И. Шишков, организовавший и первый краеведческий кружок при каменской школе, и первую экспозицию, на которую пришли посетители, и первый краеведный, как его называли, музей. Аркадий Иванович - уроженец здешних мест, организатор музея в Сходне, учитель вначале школы в Каменке, а затем - школы № 229. В очерках по истории края, изданных к 30-летию зеленоградского музея, читаем: «Ученики вспоминают о нём как об обаятельном, светлом человеке. Многим своим ученикам он привил живой интерес к краеведению. Он развивал в детях любовь к прошлому, увлеченность, жадность к зримым и эмоциональным познаниям. А.И. Шишков был членом исторического общества «Старая Москва»». Так что оправдано праздновать 100-летие зеленоградского краеведения именно в эти месяцы. Присоединяйтесь! Наше воззвание поддержал Музей Семьи (школа № 854) в лице его организатора и руководителя Марины Юрьевны Деметрашвили, краеведы и историки Александр Неклюдов, Вера Беляева, Галина Вершинина, Александра Алфёрова, Сергей Стефутин, Елена Семилетникова, Мария Филимонова. Литературу краеведческого характера нам любезно подобрали в библиотеке № 255 (корпус 1004). Мы преподносим гостеприимному хозяину недавно вышедшую в издательстве «Факел» книгу Г.В. Вершининой «Семейные сокровища. Андреевка, Голубое, Крюково, Химки», опубликованную по моей инициативе и с моим предисловием. Максима интересует понятие краеведения, Никиту - наследие А.Н. Неклюдова и устройство краеведческой экспозиции в старом здании вокзала в Крюкове, Екатерину - развитие территории вокруг строящегося кирпичного храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы» рядом с деревянной Филаретовской церковью. Максим рассуждает: мол, ему кажется, что краеведы - какие-то особые люди, нередко их считают «белыми воронами». Я шучу: из «белой вороны» я сразу превратился в седую. Посвятив краеведению долгие годы, Виктор Германович подчёркивает, что всегда было жить трудно и тревожно и имелись причины увязнуть в рутине и апатии, но энтузиасты не опускали рук, верили, собирали, просвещали. Утраты артефактов, документов - колоссальные, но без краеведов, альтруистов, спонтанных ценителей старины, коллекционеров потери были бы критическими. Мы вспомнили и о юбилее первого историка Зеленограда Георгия Васильевича Ильина, родившегося в Назарьеве 100 лет назад (деревня Назарьево вошла в состав Зеленограда ещё в 1960-е гг; сохранился заброшенный ныне дом, где родился профессор Ильин, выпускник, как и я, МГПИ им. Ленина, долго преподававший в Институте Культуры в Химках). Хозяин приглашает нас в другую комнату, где заводит старый граммофон с огромной трубой и, ставя пластинку, поясняет: часто на разных мероприятиях малознакомые друг с другом люди насупленно молчат, уткнувшись в салаты, но стоит зазвучать этой песне, и точно срывается пломба с общения. Мы с Екатериной охотно соглашаемся и подпеваем: ведь звучит действительно песня-пароль из кинофильма «Весна на Заречной улице». Так, кстати, назывался мой очерк, написанный год назад и посвящённый старожилу Каменки, краеведу, потомственному столяру А.И. Макарову и его дому. Однозначно встаёт вопрос о консолидации пока, увы, разрозненных краеведческих сил и ресурсов земли зеленоградской (ясно, что это не только Зеленоград, а и примыкающие к нему территории; скажем прямо, почти весь Горетов стан). Кстати, адресую вас к фильмам по краеведческой тематике, снятым В.Г. Семёновым с товарищами. Нам насущно требуется помещение для расширения Музея-клуба истории образования и духовной культуры, для хранения фондов и новых экспонатов. Мы выходим на улицу в воодушевлённом состоянии. Пятнистая кошечка выбегает за нами. Такие дни я называю ключевыми в биографии человека, через них мы можем взглянуть на наше предназначение, формировать философию своего бытия, насладиться дарами Бога и природы, цивилизации. Это дни, когда ты не сожалеешь о своём появлении на свет, а славишь его! Александр СНЕГУРОВ, фото из архива автора