Войти в почту

Знакомьтесь - Достоевский!

Совершить путешествие во времени и пространстве, окунуться в атмосферу старинной провинции, насладиться природой приокских просторов и почувствовать место силы, где происходило взросление будущего великого писателя, предложил новый масштабный фестиваль искусств "Достоевский" в подмосковном городе Зарайске. Современные жанры театрального перформанса, новизна форм и неожиданность форматов искусства сегодняшнего дня, представленных фестивалем, продемонстрировали смелую попытку перевернуть традиционный взгляд на восприятие серьёзных смыслов произведений мирового литературного гения. Творческая команда художественного руководителя зарайского фестиваля, художественного руководителя Театра Наций Евгения Миронова приготовила целый букет премьер, преподнесённый фестивальным путешественникам. Необычные представления, инсталляции, взрослые и детские активности, уличные шоу и литературно-музыкальные спектакли развернулись в естественных декорациях купеческой ярмарки у стен древнего Кремля Зарайска. Фестивальные затеи предстали весьма оригинальным приношением памяти Фёдора Михайловича. Интродукцией к событийной симфонии фестиваля прозвучало посещение музея-усадьбы "Даровое" под Зарайском, где отец многочисленного семейства Достоевских Михаил Андреевич в 1831 году купил поместье. Саунд-спектакль "Поле" режиссёра Александра Шумилина ("немхат") по воспоминаниям братьев Достоевских именно прозвучал музыкой окружающей усадьбу природы в наушниках участников иммерсивного спектакля-бродилки. Чудесная прогулка по тропам детства юного Феди мимо "маменькиного" пруда, в липовой роще, любимом лесу, среди фруктового родительского сада подарила детское чувство радостного счастья, которое испытывал и маленький мальчик. Перед домом красовалась скульптурная композиция на основе фотографии семьи Достоевских от Нади Лихогруд и Михаила Хвалебного. Зарайск (в "девичестве" град Осётр 1146 года рождения) встретил путников радостным оживлением фестивальной толпы, вовлечённой в уличное шествие огромных кукол от театра "Кукольный формат". По главным туристическим артериям города с оркестром КУКФО-Джаз в компании гигантского Достоевского двигались таких же размеров Пушкин, Гоголь, Хармс. После домашнего сытного обеда в кафе "Трактиръ у Башни" гостей ожидала экскурсия по старинному городку, стартовавшая от водонапорной башни начала прошлого века. Превращённая в фестивальный арт-объект группой саунд-художников она издавала звуки, описанные в текстах Достоевского. Центральная Площадь Революции гудела ульем ярмарочного торга, где идентифицировался русский гастрономический код. Знаменитая зарайская коврижка "Федина радость" (не путать с тульским пряником) и новый сыр "Юный Федор Михайлович", а также традиционный хлебный квас пользовались особой популярностью. Дискуссия "Гений места: автор, время и город" тут же на площади в Литературном павильоне серьёзно размышляла о реновации городской среды с сохранением городской идентичности, которая стала сильным конкурентным преимуществом фестиваля в Зарайске. Среди спикеров: журналист и культуролог Юрий Сапрыкин; автор концепции возрождения исторического центра Коломны Елена Дмитриева; искусствовед и директор музея-заповедника "Зарайский кремль" Кирилл Кондратьев; антрополог и куратор музея ‘‘Полторы комнаты’’. Музей Иосифа Бродского" Юлия Сенина и руководитель театрального фестиваля "Толстой" Екатерина Толстая. Окружали дискутирующее пространство книжный поп-ап-магазин "Порядок слов", выставки современного российского дизайна и плаката Школы дизайна НИУ ВШЭ "Так сказал Достоевский". Главная сцена фестиваля внутри зарайского Кремля, построенного по приказу Ивана III для защиты от татаро-монгольских набегов, днём примагнитила молодёжную часть фестивальной аудитории. Режиссёр Захар Насакин вместе с командой "Рэп-театра" представили оригинальную версию "Преступления и наказания", в которой актёры язык писателя перевели в формат рэп-речитатива и рэп-вокала с элементами брейк-данса. Созданный визуально-звуковой сжатый "подкаст" знаменитого романа о преступлении вымышленного уроженца Зарайска Родиона Раскольникова имеет право на сценическое существование для мотивации интереса к творчеству писателя в среде тинейджеров. Переосмысление известного произведения через призму уличного искусства, близкого сегодняшней молодёжи, в наше время, вероятно, актуально. Музейным "кофе-брейком" между двумя спектаклями на главной сцене стала прогулка в дом-музей реальной жительницы города скульптора Анны Семёновны Голубкиной (1864-1927). Обладательница Бронзовой медали Парижского салона (1899) она и её семья стали добрыми ангелами для жителей Зарайска. Милый и симпатичный музей находится совсем недалеко от исторического центра. Главное ожидаемое событие первого дня работы фестиваля - гала-премьера спектакля-концерта "Бедные люди" на главной сцене Зарайского Кремля. Евгений Миронов и Юлия Хлынина читали письма Девушкина и Вареньки в спектакле-концерте Мурата Абулкатинова по первому роману Достоевского в сопровождении ансамбля "Солисты Москвы" под управлением Юрия Башмета. Новое измерение в романе создала музыка Чайковского, которая составила тексту Достоевского достойный дуэт — романтические, светлые по настроению элегии и вальсы композитора помогли вывести на поверхность лирическую тему, которая получила развитие в исполнении артистов. Незнакомый человек и писатель Достоевский предстал в новом ракурсе фестиваля его имени. Буква "Д" была простым и ёмким символом пилотного фестивального проекта в Зарайске, по праву претендующего на такой же статус "Места гения", как "Ясная поляна" Толстого.

Знакомьтесь - Достоевский!
© Ревизор.ru