Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Леонкавалло "Паяцы"

Сверхпопулярную оперу, которая без всяких пауз длится немногим больше часа, на Камерной сцене имени Б.А. Покровского поставил давно работающий в России немецкий режиссер Ханс-Йоахим Фрай в паре с художником Петром Окуневым, а музыкальным руководителем спектакля выступил Антон Гришанин.

Камерная сцена для господина Фрая - площадка хорошо знакомая. "Паяцы" - уже четвертая его работа на этих подмостках, где прежде он ставил "Царя и плотника" (2011) Лорцинга, "Ариадну на Наксосе" (2016) Штрауса и одноактные оперы "Дневник Анны Франк", "Белая роза" (2021) Фрида и Циммермана. Но "Паяцы" - совершенно особый случай. Поведать свою историю и не повториться, когда речь идет об опере, выдержавшей бессчетное количество самых разных сценических и киноверсий, среди которых есть и признанные шедевры, например, фильм Марио Косты 1948 года или спектакль великого Франко Дзеффирелли, в итоге ставший в 1982 году киношедевром, задача, как говорится, повышенной трудности.

Каркасом для своего рассказа о комедиантах, в жизни которых чувства реальные и сценические переплелись в один кровавый клубок с фатальным финалом, Ханс-Йоахим Фрай выбрал давно применяемый в театре ход под названием "Снимается кино", конкретно сосредоточившись на "Чаплиниане". Кстати, Руджеро Леонкавалло и Чарли Чаплин были современниками.

"Паяцы" - притча, которая свидетельствует: что легко и смешно в балагане, в реальной жизни трагично

В премьерном спектакле легко обнаруживается около дюжины почти "дословных" цитат из чаплинских кинолент, "усиленных" очевидными ссылками на работы легендарного дуэта комиков Стэн Лорел и Оливер Харди или даже Бастера Китона, и нет ничего индивидуального. Если только не считать трансформацию контрастного черно-белого в миллион оттенков серого, на фоне которого на сцене переизбыток "представления" при тотальном отсутствии "переживания". Музыку Леонкавалло то и дело перебивает тапер, имитируя киносеанс. А любовный треугольник (Канио - Недда - Сильвио), которым манипулирует провокатор (Тонио), кажется каким-то искусственным.

Солисты, часто сбиваясь на мелодекламацию, поют с существенными вокальными упрощениями и упущениями. Это притом, что в двух премьерных составах немало специально приглашенных певцов. Так, знаменитую партию Канио исполняют солист Саратовского театра оперы и балета Аббосхон Рахматуллаев и артист Молодежной оперной программы Большого театра Игорь Онищенко. Роль Недды досталась стажерке Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Элеоноре Макаровой и Екатерине Семеновой, солистке Камерной сцены Большого театра.

Но главное даже не в том, что музыкальная ткань оперы в таком варианте производит "поношенное впечатление" с "заплатками", а в том, что спектакль оказался эмоционально немым. А "Паяцы" - притча, которая свидетельствует: что легко и смешно в балагане, в реальной жизни трагично.