Войти в почту

В супермаркетах будет больше точек продажи прессы

Газеты, журналы и другую периодику будут продавать в супермаркетах, в специальных киосках и на почте, а власти регионов проследят, чтобы число точек соответствовало установленному нормативу. Соответствующее постановление Правительства вступает в силу 18 июля. Доля читающих печатную прессу россиян, по статистике, снижается, но новые правила могут эту тенденцию переломить, считают опрошенные «Парламентской газетой» эксперты. К тому же традиционные СМИ — лидеры доверия людей.

В супермаркетах будет больше точек продажи прессы
© Парламентская газета

Полтысячи изданий на киоск

Кабмин установил норматив минимальной обеспеченности населения точками продажи периодической печатной продукции. Его будут рассчитывать на основании среднегодовой численности населения региона или муниципального образования. На основе федерального показателя и с учетом региональной специфики все субъекты РФ должны будут в течение полугода утвердить свои нормативы. Это, как считают в кабмине, будет способствовать обеспечению доступности печатной продукции для жителей страны.

Чтобы соответствовать нормативу, в стационарных и нестационарных торговых объектах должно быть представлено определенное количество изданий. В нестационарных объектах, например в специализированных киосках, на полке должно быть не меньше пятисот видов периодических изданий, а в стационарных, в том числе почтовых отделениях, — не меньше 120.

Региональные власти будут обязаны следить за тем, чтобы число киосков и других точек продажи газет и журналов на вверенных территориях не отклонялось от норматива.

Газеты вернутся в супермаркеты

Внимание властей на сокращение киосков с прессой обратили издатели, которым об этом, в свою очередь, сообщали читатели с мест. Некоторые торговые сети и вовсе изъяли из своих супермаркетов стойки с газетами и журналами, напомнил «Парламентской газете» председатель Союза журналистов Москвы, главред «Московского комсомольца» Павел Гусев. Руководители редакций, по его словам, сегодня сами занимаются продвижением своей печатной продукции: формируют отделы распространения, заключают договоры с доставщиками.

«Рынок доставки давно и хорошо поделен, и если бы у нас был доступ в супермаркеты, если бы городах и на селе было достаточное количество киосков, проблем с распространением и, следовательно, с доступностью прессы не возникало бы, — объяснил Гусев. — Когда регионы утвердят нормативы и проследят, чтобы они соблюдались, пресса вернется в супермаркеты, читательский интерес к ней есть. А мы проследим за правильной и наглядной выкладкой».

Приведенные кабмином цифры в 120 и 500 видов газет и журналов Павел Гусев назвал достаточными, но это не значит, что владелец киоска должен сам где-то искать полтысячи наименований. Но если такое количество изданий заявится к реализации, должен будет их принять.

Что читают россияне

Только 14 процентов россиян регулярно читают бумажные версии газет, следует из прошлогоднего опроса ВЦИОМ. Традиционные СМИ — основной источник информации для людей старше 60 лет, им доверяют 26 процентов опрошенных. Кроме того, среди поклонников печатного слова треть всех активных телезрителей и 20 процентов жителей сел. Вместе с тем доля людей, которые предпочитают электронные версии газет бумажным, выросла за восемь лет в 1,8 раза.

Есть и другая статистика: 57 процентов жителей городов с населением свыше ста тысяч человек читают газеты и журналы. Отличие статистики компании Mediascope от опроса ВЦИОМ в том, что не учитывалась регулярность чтения. Печатные издания читают 14 процентов руководителей, 17 процентов специалистов, 26 процентов служащих и рабочих, 4 процента среди учащихся и 8 процентов в категории «другие неработающие». Лидируют пенсионеры — 29 процентов. В разрезе по уровню дохода наибольшей популярностью пресса пользуется у людей со средним заработком — 51 процент. Наиболее востребованные тематики у аудитории печатных изданий: еженедельные газеты — 10 процентов, кроссвордные издания — 10 процентов, телегиды, издания о кино и ТВ — 9 процентов, ежедневные газеты — 7 процентов.

Депутаты сказали: правильно

Сокращение ассортимента периодической печатной продукции, а иногда и ее полное исчезновение из розничной продажи — нарушение прав россиян на доступ к СМИ, считает глава Комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн. Предложенная кабмином методика поможет увеличить количество каналов сбыта печатной продукции, сказал он в комментарии «Парламентской газете».

«Как председатель профильного комитета Госдумы, буду отстаивать конституционное право россиян на получение информации, — заверил Хинштейн. — Например, развитие подписки на бумажные издания или повышение эффективности работы «Почты России».

Обеспечить доступность прессы для всего населения вне зависимости от места проживания, от размера населенного пункта — задача государства, согласился с коллегой член того же думского комитета Антон Немкин. Желательно, чтобы точки продаж были современными, а их ассортимент можно дополнить сопутствующими товарами, например канцелярскими принадлежностями.

В любви к печатной прессе в беседе с нашим корреспондентом признался еще один член IT-комитета Госдумы, телеведущий Евгений Попов: «Меня иногда упрекают коллеги, что я на пленарных заседаниях читаю газеты. Я ретроград в этом смысле. Мне помогает знание украинского языка, поскольку я долго там работал. В связи с этим могу из первых рук получать информацию, которая исходит от наших противников, изучаю все детально. С точки зрения депутатской и журналистской работы читаю все, до чего удается дотянуться».