12 рассказов о будущем России создали участники литературной резиденции на проектно-образовательном интенсиве "Архипелаг 2024"

15 июля завершилась работа литературной резиденции "Обсерватория фантастики" на Архипелаге 2024, где двенадцать молодых авторов под руководством известных фантастов Вадима Панова, Антона Первушина и Сергея Чекмаева работали над образами России будущего.

12 рассказов о будущем России создали участники литературной резиденции на проектно-образовательном интенсиве "Архипелаг 2024"
© Российская Газета

Авторы представили, какие события произойдут в России в связи с таянием ледников Арктики, угрозами новых пандемий, развитием искусственного интеллекта и возможностью бессмертия.

"Фантастика - это литература о том, чего еще нет, но, возможно, случится в будущем. Это был прекрасный эксперимент для ребят, когда им дали возможность на основе трендов и экспертных докладов проекта "Горизонт 2040" придумать различные сюжеты о том, как это может отразиться на людях, к каким событиям приведет. Получилось любопытно", - прокомментировал работы участников Вадим Панов.

Лучшей работой в группе Вадим назвал работу Игоря Волкова из Москвы "Слияние", который затрагивает тему семейных отношений, морального выбора на фоне развития технологий.

Антон Первушин главным в работе со своими подопечными назвал "научность" научной фантастики. "Научная фантастика теснейшим образом взаимодействует с наукой, которая каждый день совершает новые открытия, изобретения, благодаря которым возникают разные новые образы, смыслы, термины. Перерабатывая эти смыслы, упаковывая их в художественную литературную форму, научная фантастика делает науку ближе, понятнее простому обывателю, непосвященному человеку, что, конечно, крайне важно", - отметил Антон. Лучшей работой в группе Первушина стала работа Софии Баюн из Тюмени "Падает и смеется", рассказывающая о том, с чем может столкнуться человек, когда для него станет доступной возможность бессмертия.

Сергей Чекмаев считает современную научную фантастику "тестовым полигоном" для научных теорий и социальных экспериментов, изобретений, которые только появляются: "Написание научно-фантастических рассказов - это прекрасный способ, чтобы общество могло живо представить, как эти идеи, конструкты, изобретения могут использоваться в будущем, к чему они приведут. Ученые, социологи, футурологи, визионеры могут очень интересные гипотезы и формулы просчитать, но для рядового читателя это часто бывает сложным для понимания". Победителем в группе Чекмаева стал Аркадий Рэм из Москвы. Рассказ "Упасть на дно" говорит о том, что необходимость некоторых технологий может быть преувеличена.

Руководитель Лаборатории будущего, советник генерального директора Агентства стратегических инициатив Иван Карпушкин отметил важность поддержки жанра: "Научная фантастика - это не выдумка. Это знания, умноженные на опыт и умноженные на ожидание и веру в будущее. Фантасты не придумывают что-то оторванное от реальности, они продолжают нашу реальность, они делают возможным множественное понимание будущего, которое обязательно наступит. Они проектируют будущее, помогают людям, живущим сегодня, увидеть те идеи и образы, которые завтра люди будут воплощать в своей деятельности, в своей жизни. И в этом плане поддержка и развитие научной фантастики - это не какая-то опциональная задача, это цивилизационная необходимость".

Как отмечала ранее генеральный директор АНО "Агентство стратегических инициатив" Светлана Чупшева, 12 рассказов о России будущего, созданные в литературной резиденции на Архипелаге, станут первыми работами нового научно-фантастического конкурса "Россия 2050", а три автора-победителя сразу войдут в шорт-лист. Конкурс "Россия 2050" станет независимой площадкой для сотрудничества талантливых авторов с издательствами, инвесторами, ведущими продюсерскими компаниями и стриминг-платформами.