Человек в папахе: как Махмуд Эсамбаев покорил танцем мир?
Его называли шаманом танца, самородком, национальным сокровищем Чеченской Республики. Он создал целую галерею многонациональных образов в танце и стал мировой звездой. В понедельник исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста СССР Махмуда Эсамбаева. По местам, где жил и работал великий танцовщик, проехал корреспондент «МИР 24» Дмитрий Каратаев.
Его взгляд, экспрессия и артистизм – словно воздух. Убери – и нет магии. После выхода фильма «Земля Санникова» Махмуд Эсамбаев стал в Советском Союзе живой легендой. Мастер и сам станцевал шамана и показал другим, как это делать.
«Его обожали все. Не только потому, что он – артист, а потому что он – мужик, свой пацан с разумным хулиганством, актерским весельем. Кто-то сказал, что артисты, в сущности, дети. Он из тех самых святых детей», – рассказал народный артист России Юрий Назаров.
Знаменитый на весь мир чеченец родился здесь, в предгорном ауле Старые Атаги. Танцевал с трех лет перед стадом овец и на деревенских свадьбах. Чтобы стать артистом, ему пришлось идти наперекор местным обычаям.
«Видно было, что его все время тянет к танцам. Его дедушка – это мой прадедушка – был, конечно, против всего этого. Он хотел, чтобы Махмуд получил образование, но все-таки он настоял на своем. Ему очень нелегко приходилось», – вспоминает внучатая племянница артиста Милана Эсамбаева.
В сельском Доме культуры открыт музей Махмуда Эсамбаева. Старые афиши, сценические фотографии, личные вещи – под стеклом судьба и жизнь мэтра.
В 16 лет он – во фронтовой концертной бригаде. В годы Великой Отечественной выступал в госпиталях и на передовой. Во время очередного исполнения чуть не лишился ноги.
«Бомбежка началась – и вот так он в госпитале с осколочным ранением. Моя бабушка тогда ему эту ногу сохранила. Он же написал бумагу: «Не отрезайте, лучше пусть я умру. Я ничего больше делать не умею», – рассказал племянник артиста Саид-Абдул Эсамбаев.
Свою профессиональную карьеру хореографа Эсамбаев начал в Кыргызском театре оперы и балета. На этой он сцене больше 10 лет исполнял главные партии в «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Бахчисарайском фонтане» и в первых национальных балетных спектаклях.
«В нашем театре у него было свое место – место ведущего танцовщика, который исполнял партии Роберта в «Лебедином озере», феи Карабос в «Спящей красавице», – отметила главный балетмейстер Кыргызского национального академического театра оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева Сайзада Тумакова.Феноменальная хореографическая память, врожденная гибкость и абсолютный музыкальный слух – Эсамбаев пользовался секундомером, чтобы в доли секунды выверить каждое движение.
В подмосковном пансионате прошли его последние годы жизни. Улица, по которой он ежедневно гулял, теперь носит имя Махмуда Эсамбаева. Тут же и скульптура шамана танца.
Это первый из трех памятников Махмуду Эсамбаеву. На нем народный артист в эстрадном костюме и папахе словно приветствует гостей, а вокруг – галерея его самых известных образов: «Любовь к родине» – русский народный танец, на американский лад «Автомат», «Макумба», «Танец тореадора», «Сомбреро», индийский «Золотой Бог», еврейский танец «Портняжка» и чеченский «Тоска по Родине».
Герой социалистического труда, народный артист СССР, депутат Верховного Совета РСФСР – он обладал тонким чувством юмора.
«Он всегда шутя говорил: «Как хорошо, что у нас папахи носят, потому что, когда я танцую – у меня пятисантиметровый каблук, чтобы удобнее было, и 20 см папаха – я в любом случае на 20 см выше всех, кто рядом со мной», – рассказал телеведущий Владимир Березин.
Ему – единственному в Союзе – разрешили в головном уборе сфотографироваться на паспорт. Человеком в папахе восхищался весь мир. Он не снимал ее даже перед королями.