Сегодня День российской почты

С 1994 года во второе воскресенье июля в Российской Федерации отмечается День российской почты. Наша почта является одной из старейших в мире, но сегодня переживает затянувшийся кризис, вызванный научно-техническим прогрессом. 

Сегодня День российской почты
© Вести Подмосковья

Считается, что впервые почтовая служба в нашей стране появилась более тысячи назад. В IX веке в летописях встречаются упоминания со словами «послали весть». Конечно, простым людям такие изыски в то время были ни к чему. Да и не знали они кого-то в других княжествах, чтобы писать пачками письма. Зато вестовые следовали во все концы Руси по делам государственным.

Сложившаяся система была нарушена монголо-татарским нашествием, но завоеватели создали свою систему почтовой связи для обеспечения высокого уровня сбора дани. Так появились первые почтовые станции — так называемые ямы, которые располагались на расстоянии от 30 до 80 километров друг от друга. Они прослужили очень долго и приносили пользу спустя много лет после окончания ига.

В конце XVII века почтовую реформу затеял Петр I. Теперь служба строилась по европейскому принципу. Для отправки собиралось сразу много корреспонденции, которая затем отправлялась вдоль почтовых линий. За короткое время во всех более-менее крупных городах, включая уездные, были отстроены почтамты. 

В XIX веке на помощь службе пришло железнодорожное сообщение. Россия стала одной из первых стран мира, где начали широко использоваться почтовые вагоны. Посылки и письма поехали по стране значительно быстрее. Первый вагон с почтой был отправлен в 1837 году из Санкт-Петербурга в Царское село. 

В 1874 году Российская империя вошла в только что созданный Всемирный почтовый союз и стала частью единого международного пространства для обмена корреспонденцией. В то же время появляются первые почтовые марки и ящики. Доступность услуги привела к тому, что объем частной переписки стал огромным и намного превысил официальную. 

В прошлом веке почта стремительно развивалась вместе с научно-техническим прогрессом. В СССР почту начали доставлять на самолетах и вертолетах, а отделения связи создавались даже в самых небольших и отдаленных населенных пунктах страны. В них не только сортировалась, принималась и отправлялась корреспонденция, но и выдавались пенсии, принимались коммунальные платежи, заработали телефон и телеграф. 

Примерно полвека назад работа почты была автоматизирована с помощью нового оборудования и введения шестизначного индекса. Это облегчило труд сотрудников и вновь ускорило процесс доставки почты. 

Система была нарушена в 90-х годах прошлого века. Неразбериха затронула и почтовую службу. Многие отделения были закрыты, тысячи — ветшали, зарплата сотрудников падала, что привело к большой текучке кадров. Люди стали меньше выписывать газет и журналов, стали реже слать друг другу письма и открытки. А затем появился интернет и роль привычной связи стала катастрофически падать. Это самым пагубным образом отразилось на деятельности почты, которая и так переживала кризис. Для исправления ситуации в 2009 году на самом высоком уровне было принято решение объединить всех расплодившихся почтовых операторов в одно государственное предприятие, получившее название «Почта России». С тех пор отрасль в целом работает как одно целое, но не стоит забывать, что и частники не дремали. Сегодня существует огромнейшее количество служб доставок корреспонденции и товаров. 

Вскоре организация была признана стратегическим предприятием с социально значимыми услугами, стало больше внимания уделяться цифровизации услуг. Идут процессы модернизации и автоматизации логистики, интеграции службы на рынок электронной коммерции. В 2021 году была принята новая стратегия развития почты. До 2030 года она должна стать современной цифровой службой обеспечивающей «перемещение товаров в реальном мире с помощью цифровых решений».

Развитие подмосковной почтовой связи неразрывно с историей отрасли в стране. Память о древних ямских станциях отражена в названии деревни Ямская Слобода под Можайском. В XVIII веке первая от Москвы современная для того времени перекладная почтовая станция появилась в деревне Черная Грязь, что ныне в городском округе Солнечногорск. Сохранилось здание старого путевого дворца, стоявшего у дороги из Москвы в Санкт-Петербург. Свое значение станция потеряла только после открытия Николаевской железной дороги, а в здании затем размещались больница и богадельня. 

История почты сохраняется в Подмосковье и специальными музеями. Так, на станции Лопасня городского округа Чехов работает музей почтового отделения станции. Здесь сохранена обстановка вековой давности, а сама станция тесно связана с именем писателя Антона Чехова. Прошение о строительстве этой станции в 1884 году было подано в Московский Почтово-Телеграфный округ за подписью землевладельца А. Чехова. 

«С нового года у нас открывается почтовое отделение (Лопасня, Моск. губ) с ежедневной выдачей корреспонденции; стало быть, с нового года я начну аккуратно отвечать на письма», - написал в конце 1885 года писатель редактору журнала «Нива». А в Ногинске на улице Рогожской есть музей почтовой станции Богородск, являющийся филиалом Ногинского музейно-выставочного центра. Это была первая почтовая станция после Москвы на Владимирском тракте. Экспонаты посвящены истории тракта и почтовой станции, есть коллекции быта и этнографии. Также здесь регулярно проводятся мероприятия в честь поэта Александра Пушкина, бывавшего на станции. 

Сегодня подмосковная почта продолжает бороться за свое право на жизнь в стремительно меняющемся мире. Организация старается зарабатывать с помощью самых передовых технологий и параллельной коммерческой деятельности, на что уже давно обратили внимание посетители почтовых отделений. Сегодня услугами почты пользуется не так много людей, как это было еще тридцать лет назад. Это сказывается на рентабельности работы. Ее не стараются достигать за счет повальной оптимизации, так как отделения в отдаленных населенных пунктах остаются жизненно важными для местных жителей.

«Почта России» в малых населенных пунктах становится мультифункциональной: к традиционным почтовым сервисам добавляется получение товаров из маркетплейсов и интернет-магазинов, финсервисы, мобильная связь, билеты, продукты первой необходимости — а теперь и товары для здоровья. Там, где рядом нет отделения банка, магазина, аптеки, почтовое отделение берет на себя эти функции, заботится о том, чтобы все самое важное было в шаговой доступности», — говорил руководитель по развитию продуктов и сервисов «Почты России» Антон Нечаев.

Всего в регионе более тысячи почтовых отделений, в которых работают не менее 11 тысяч сотрудников. В 2020 году на территории Московской области стартовала масштабная программа по ремонту отделений и открытии новых почтовых офисов. Всестороннюю помощь в этом процесс почте оказывает правительство Московской области, а губернатор Андрей Воробьев дал указание помогать почтовикам в подборе комфортных помещений. 

«Почта, ее работа, качество услуг, касается если не каждого, то большинства наших жителей. В Подмосковье более тысячи отделений. С одной стороны, они должны иметь приятную форму, но, конечно, важно и содержание. Все, что касается качества предоставления услуг, нас тоже волнует. Хочу поблагодарить за ту программу, которую мы, можно сказать, реализовали, и дальше будем поддерживать состояние тех офисов и отделений, куда приходят люди. Для нас было важно, чтобы это были комфортные, светлые здания, чтобы услуги там оказывались должным образом, особенно в отдаленных территориях. Мы заинтересованы в том, чтобы и дальше взаимодействовать с «Почтой России», внедрять все самое умное и полезное», - отмечал во второй половине прошлого года губернатор Подмосковья Андрей Воробьев.

В рамках программы было отремонтировано порядка 350 почтовых отделений, новые отделения открылись в Домодедово, Котельниках, Химках и Балашихе. В текущем году модернизируется тринадцать отделений. В семи из них эти работы проводятся за счет муниципального бюджета. Четыре отделения должны переехать из старых помещений в другие, новые. Таким образом в регионе уже было перемещено 15 пунктов. 

В последние годы ежемесячно фиксируется уменьшение количества жалоб на работу почтовых отделений. Сегодня их ежедневно посещает около 50 тысяч жителей региона. В некоторых отделения уже заработали цифровые МФЦ. Это относится к таким городам, как Егорьевск, Воскресенск, Можайск, Одинцово, Подольск и Чехов.