Войти в почту

Более 90 музейных и выставочных площадок участвуют в «Московской музейной неделе» – Собянин

Более 90 музейных и выставочных площадок участвуют в «Московской музейной неделе». Об этом мэр Москвы Сергей Собянин сообщил в своем Telegram-канале.

«Московская музейная неделя» – одна из самых популярных культурных акций Москвы. В ней участвуют больше 90 городских музейных и выставочных площадок. Все желающие могут бесплатно посетить экспозиции каждую третью неделю месяца», – рассказал он. Мэр отметил, что в этом году среди самых востребованных площадок: музей-заповедник «Царицыно» – в рамках проекта «В поисках народного искусства» здесь представлены работы ремесленников, национальные костюмы и другие предметы русской культуры; музей-усадьба «Кусково», где открыта выставка, посвященная 100-летию Музея керамики; Музей космонавтики, в котором можно познакомиться с экспозицией «Космос под увеличительным стеклом» и увидеть марки, выпущенные с 1951 по 1984 годы.  Собянин уточнил, что следующая «Московская музейная неделя» пройдет с 15 по 21 июля.

На официальном сайте мэра Москвы сообщается, что музей-панорама «Бородинская битва» открыт для бесплатного посещения в понедельник, 15 июля. На выставке «Врезаясь в память» можно рассмотреть коллекцию ножей России и Европы, принадлежащую Владимиру Понсову, реставратору и знатоку истории холодного оружия. В его собрании – экземпляры из разных стран (финский пуукко, шведский нож-бочка, саамский нож, испанская наваха), а также специализированные ножи, которые использовали для экипировки военных, в морском деле и ветеринарии. Также в экспозиции представлены сувенирные ножи, дорожные наборы и привычные предметы для сервировки.

В Старом Английском Дворе, который тоже ждет посетителей в понедельник, можно успеть осмотреть выставку «Военкоры», посвященную работе журналистов во время вооруженных конфликтов. Экспозиция охватывает период от Великой Отечественной войны до современности. 15 июля – последний день ее работы. Важная часть выставки – мультимедийная, организаторы собрали портреты военных корреспондентов, кадры кинохроники, живые фотоколлажи, интервью и видеосюжеты. Кроме того, представлены уникальные артефакты – например, передвижная войсковая (или партизанская) типография 1940-х годов, одежда кинооператоров, камера и фотоаппарат.

Во вторник для бесплатного посещения открыт «Мультимедиа-арт-музей». Там продолжает работу большая выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника», посвященная 90-летию выдающегося деятеля современного искусства. Гости могут увидеть более 100 его работ. Особое внимание создатели уделили тому, как Булатов работает со словом: оно в его произведениях обретает многозначность и метафоричность, действует как образ в пространстве, иначе, чем у авангардистов и концептуалистов (работами которых художник, безусловно, вдохновлялся).

Государственный Дарвиновский музей отмечает 100-летие со дня рождения скульптора-анималиста заслуженного художника РСФСР Андрея Марца. На посвященной мастеру выставке собрали более 60 скульптур и двух десятков рисунков, созданных им, его учениками и дочерью Ириной. А на выставке «Диалоги животных: я тебя вижу» можно узнать о цветовой и световой сигнализации у представителей разных видов, о языках жестов и мимики животных, которые нужны им для взаимодействия друг с другом.

Галереи объединения «Выставочные залы Москвы» будут бесплатно открыты в среду, 17 июля. В галерее «Загорье» на выставке «Век искусства. Коллекция семьи художника» представлено уникальное собрание произведений художественной династии Гландиных – Салганик, охватывающее почти целое столетие – с 1930-х годов до современности. Работы из личной коллекции заслуженного художника России Леонида Гландина показывают эволюцию отечественного искусства на примере одной семьи. Посетители увидят работы Георгия Нисского, Владимира Юкина, Ростислава Барто, Леонарда Туржанского и других мастеров.

А в галерее «На Шаболовке» открыта выставка «Антон Чирков. Метафизика Авангарда». Чирков – представитель поколения художников, в 1920-е годы искавших собственный творческий путь и неординарный язык, но оказавшийся в тени мэтров авангарда и реализма. Исследователи отмечают в его произведениях влияние постимпрессионистов, в частности Винсента Ван Гога и Поля Сезанна, а также классической школы русской живописи. В отличие от многих современников, Антон Чирков был верующим человеком, и особое место в его творчестве занимают религиозные сюжеты. В экспозиции – работы, созданные в 1920-1940-х годах в разных техниках (акварель, гуашь, масло).

В Доме-музее Марины Цветаевой, который можно посетить в четверг, работает выставка «Та гора была – миры!» К 100-летию создания «Поэмы Горы» и «Поэмы Конца». Юбилей произведений не единственная тема этого проекта. Гости больше узнают о творческих поисках Марины Цветаевой, о том, как рождались образы, которые в полной мере раскроются в поэмах, о ее жизни в эмиграции. Авторы создали объемный биографический и исторический комментарий, без преувеличения, к самым читаемым произведениям поэта, рассказали не только непосредственно об их создании, но и о том, что ему предшествовало, а также о дальнейшей судьбе «Поэмы Горы» и «Поэмы Конца».

Выставка «Два Сергея: Коненков и Есенин», посвященная 150-летию со дня рождения Сергея Коненкова, открылась 12 июля в Музее Есенина в переулке Чернышевского. Посетители больше узнают о дружбе поэта и скульптора, ближе познакомятся с их биографиями, особенностями профессий и творческим наследием обоих героев, увидят ранее не опубликованные графические работы скульптора. Важным экспонатом стал уникальный скульптурный портрет Сергея Есенина, который Сергей Коненков создал в 1920-м. Долгое время он находился на закрытом хранении в фондах Института мировой литературы имени Горького Российской академии наук.

Московский государственный объединенный музей-заповедник можно бесплатно посетить в пятницу, 19 июля. В усадьбе «Измайлово» с 2 июля в пространстве постоянной экспозиции работает выставка «Имитируя реальность», демонстрирующая так называемые обманки, созданные в конце XIX – середине ХХ века на Ленинградском фарфоровом заводе, заводах товарищества Кузнецова и других производствах. Представленные предметы имитируют природные формы, объекты и разнообразные материалы – посетители увидят, например, масленку-огурец и сахарницу-ананас.

На тематической выставке в музее-заповеднике «Коломенское» гости посмотрят на райский сад глазами русских художников и ремесленников XVI–ХХI веков, познакомятся с иконографией и символикой рая, узнают, как видели рай представители западноевропейского искусства. Для экспозиции отобрали более 300 произведений, среди них работы Василия Поленова, Константина Сомова, Михаила Врубеля, Натальи Гончаровой, Владимира Татлина, Роберта Фалька и многих других художников из 10 музеев и частных коллекций. После похода на выставку «Райский сад земной и небесный» кураторы советуют зайти и в исторические яблоневые сады «Коломенского» – это поможет по-новому взглянуть на знакомое место.

В воскресенье, 21 июля, можно отправиться в Музей Михаила Булгакова – в «нехорошей квартире» открыта выставка, посвященная стилю писателя. В одном из залов показывают личные вещи Булгакова: монокль, флакон из-под духов «Шипр», помазок для бритья, носовой платок, коробку из-под пудры для грима, ручку и чернильницу, а также портреты автора «Мастера и Маргариты» в разных образах.

А в Центре Булгакова на Арбате открыта камерная выставка «Иван Васильевич. К 60-летию публикации пьесы Михаила Булгакова». Над комедией о том, как царь Иван Грозный в результате запуска машины времени попадает в ХХ век (а управдом Иван Васильевич Бунша и аферист Жорж Милославский путешествуют в XVI столетие), писатель работал в 1934–1935 годах. В это время в Театре сатиры начали готовить пьесу к постановке, которая так и не состоялась. Только спустя 30 лет, в 1964-м, пьесу «Иван Васильевич» напечатали в Мюнхене, а спустя год – в СССР в сборнике булгаковских пьес. После генеральной репетиции спектакля в Театре сатиры пьесу запретили и напечатали только в 1965-м благодаря стараниям вдовы Булгакова Елены Сергеевны. В 1973 году вышла самая знаменитая экранизация «Иван Васильевич меняет профессию», над которой работал Леонид Гайдай.

Продолжить знакомиться с творчеством Булгакова предлагает Центр Гиляровского (филиал Музея Москвы, все площадки которого тоже можно бесплатно посетить в воскресенье). Там работает выставка «Москва глазами Булгакова-журналиста». Переехав в столицу в 1921 году, писатель начал сотрудничать с рядом советских изданий, в числе которых «Гудок», «Накануне», «Рабочий», «Голос работника просвещения». Благодаря этому Булгаков хорошо узнал Москву – ее географию и образ жизни обитателей, проникся духом города. Гости увидят фотографии начала ХХ века и предметы того времени из фондов Музея Москвы и Музея Булгакова. Экспонаты сопроводили цитатами из произведений и дневников писателя.

В музее «Садовое кольцо» (филиал Музея Москвы) можно узнать, как могли бы выглядеть Сретенка и проспект Мира, – там представили выставку нереализованных архитектурных проектов ХХ века. Часть из них так и не была воплощена, некоторые проекты претерпели существенные изменения. В экспозиции – эскизы, чертежи, фотографии макетов, в том числе авторские проекты братьев Весниных, Ивана Жолтовского, Иосифа Ловейко и других известных архитекторов прошлого столетия. На современных снимках рядом можно увидеть, как выглядят здания сейчас.