Войти в почту

Снести нельзя оставить, или Есть ли в Ростове шансы у памятников культуры

Ростовская область, 12 июля 2024. DON24.RU. В последние годы проблема сохранения культурных памятников в Ростове стоит остро. Александр Кожин, руководитель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, поделился мнением насчет происходящего с культурным наследием города, популяризации культуры среди молодежи и работы властей. – Что происходит с культурным наследием в Ростове-на-Дону на сегодняшний день? – Везде мы ощущаем те минусы, которые сопровождают закон по охране культурных памятников. И вот этот закон, принятый в 2002 году, в чем его слабые стороны? Слабые стороны в том, что подзаконные акты, которые должны предложить механизм выполнения этого закона, не работают. Почему не работают? Потому что подзаконные акты стали принимать в 2010 году. Это огромный шаг от 2002 года до 2010 года. А за восемь лет многое поменялось. Восемь лет – это целых два президентских срока. И вот до сих пор у нас есть слабые места, которые преодолеть пока не удается. В 2016 году многие вздохнули спокойно, потому что президент подписал постановление, гласящее, что каждый памятник по всей территории России имеет временную охранную зону. Это временная охранная зона предполагала, что вокруг каждого объекта, который имеет статус объекта культурного наследия, циркулем обводится пространство на карте величиной сто метров вокруг. И все это – территория, где нельзя ничего делать без учета этого памятника: ни строить, ни что-то сносить, если там примыкает хотя бы какой-то скверик. В итоге стандартная охранная зона составляет 100 метров вокруг объекта. Если же это ансамбль зданий, то все еще интереснее – необходимо уже не 100, а 150 метров свободного пространства вокруг памятника. А если объект находится в сельской местности, то нужно еще больше – 200 метров. И вот, в шестнадцатом году, когда это постановление было подписано, стало понятно, что строительный бум, который начался в девяностые и продолжился в нулевые, будет поставлен на тормоз. Но в постановлении есть такая строчка, которой завершается документ. Там написано, что эти 100, 150 и 200 метров действуют до принятия локальных зон. Предполагается, что каждое здание должно иметь свою охранную зону. Например, есть какой-то домик в Ростове, который имеет статус памятника истории: внешне ничем не примечательный, но являющийся памятником истории. И вот здесь охранная зона должна спасти и сам памятник, и зону вокруг. Когда локальная зона принимается, делается особый документ специально для этого объекта, разрешающий строить в охранной зоне. Это тоже опасно для культурного объекта, так как сам памятник могут не трогать, но встык построят какое-нибудь здание, которое будет наносить зрительному восприятию объекта серьезный ущерб. Но эта локальная зона должна быть создана для каждого отдельного объекта. И вот, через какое-то время, появилось множество локальных зон, которые отменяют уже охранную зону. Стало понятно, что в этом люди, которые представляют строительный бизнес, нашли серьезную лазейку для того, чтобы продолжать свою строительную деятельность несмотря ни на что. Вот это главная беда. Главное, что все на законном основании. Если такой документ принимается правительством, то он готовится специалистами, которые имеют на это право, имеют лицензию. – Что могут сделать для сохранения культурных памятников обычные люди? – Чтобы помочь делу, нужно сделать так, чтобы застройка не продвигалась так нагло. Если вопрос состоит в том, как кто-то конкретный может помочь, то есть примеры, когда люди живут в исторических зданиях, которые признаны аварийными, и они отстаивают их до конца. У нас как раз есть одно дело в суде. Дом Савельева находится на Восьмой линии, 50. В чем там проблема? Двухэтажный дом. Если бы в свое время его провели через капремонт, укрепили бы его, то этот дом стоял бы, и проблемы не было бы. А так как в свое время капремонт не был сделан, здание старое, рубежа веков: конца XIX – начала XX века, то есть более 120 лет, то там есть проблемы. Мы думали, что капремонт не стали делать, потому что здание попало в категорию аварийных. Есть жильцы дома, которые говорят: «Хотим здесь жить». Другие же из них (которых больше) заявляют: «Нет, пускай сносят, дают компенсацию». И вот, если здание снесут, все получат компенсацию, потому что здание признано аварийным, подлежащим отселению. Но для нас важно сохранить это здание со статусом памятника, потому что наличие статуса памятника уже запрещает снос. Даже если это полностью будет аварийное здание, то это скорее должно перерасти в разборку здания и потом, соответственно, в воссоздание того объема, который был. Мы бьемся за то, чтобы это здание сохранить, но, скорее всего, там никого не останется из тех жильцов, которые есть на сегодня. – Достаточно ли, по вашему мнению, власти города делают для культурных памятников? – Дело в том, что у властей города много дел, которыми они занимаются, потому что есть такие проблемы, как строение дорог, тот же мусор, и здравоохранение, и природоохранные мероприятия. Так что власти есть, но дело в том, что они считают: если у них есть госорган, который занимается этими памятниками, то они свою функцию выполнили. То есть, они делят – кто-то занимается спортом, есть сити-менеджер, есть глава думы, есть депутаты, есть департаменты... И если у нас в городе Ростове-на-Дону, скажем, по примеру области, в девятнадцатом году был создан центр по охране объектов культурного наследия... Там есть руководители. Они занимаются и худо-бедно какую-то работу делают. – Как, по вашему мнению, можно заинтересовать молодежь в изучении памятников? – Молодежь уже как-то, да и интересуется, потому что в плане популяризации мы работаем со школами. Везде создаются школьные музеи, карты печатаем (показывает на большую заламинированную карту на столе), и они являются источниками для расширения кругозора школьников. С какими-то организациями удается сотрудничать плотнее, также затронуты и чиновники, они тоже интересуются историей. Многие из молодежи интересуются культурными памятниками. Не все, но есть такие люди, которым это интересно. Также у нас есть издательство, которое специализируется на краеведческой литературе. Есть прекрасные книги авторства Любови Феоктистовны Волошиновой. Она в 1993 году уже сделала вот такую работу (показывает книгу). «Два века городского сада». Это про городской парк, который у нас есть. Она описала историю этого парка. А вот «Пушкинская улица». Это одна из ее первых книг. – Наверное, вы помните скандал с памятником Жванецкому… Скажите, как вы относитесь к нему? – Это скандал, притянутый за уши. Всегда найдется кто-то, кто тявкнет и что-нибудь в адрес власти скажет по типу: «А зачем вы это делаете, когда могли бы этого не делать?» Я был на открытии памятника и видел ту женщину-скандалистку, которая стала говорить губернатору: «Как же так, у Жванецкого есть какое-то «нехорошее» высказывание!» Но это все притянуто. Там была чудесная женщина, вдова писателя, был его сын. Губернатор сказал очень хорошие слова, так что все притянуто, потому что Жванецкий имеет отношение к Ростову, здесь, действительно, было его первое публичное выступление с его товарищами. Можно спорить, почему выбрали именно такое место, на Пушкинский, ведь это одно из самых любимых ростовчанами мест. Это прогулочная зона. Там есть и памятник Чехову, который бывал проездом в Ростове. Он стоит именно здесь. Потому что, например, инициатором памятника Чехову был бывший городской чиновник. Он был секретарем горкома. Я помню, как был тогда членом комиссии. Мы выбирали место для памятника. И были разные варианты. В конечном счете выбрали очень хорошее место, где стоит сейчас стоит металлический Чехов. Выбирали место для памятника Высоцкому, он стоит в районе, где стоит Дом кино. Подобное скандалу с памятником Жванецкому уже было – про скульптуру скрипача Мони говорили людишки: «Почему ему выделено место на Пушкинской? Вот Пушкину памятник можно поставить!» Но памятник Пушкину стоит, он уже возвышается на пьедестале. Несомненно, Пушкин – знаковая фигура, но уже XIX века. Для XX же века все тот же Жванецкий, тот же Высоцкий — это знаковые фигуры. То, что у нас есть такие памятники, — это замечательно! Тем более идея памятника Жванецкому — это сугубо частная инициатива. Для того чтобы что-то появилось, нужно, чтобы это было сделано, а для того чтобы что-то сделать, да тем более такой масштаб из бронзы, нужно, чтобы нашелся подвижник, предприниматель, у которого есть деньги, которые бы он потратил не на абы что, а на реализацию этого замысла. Вот он (плательщик) и предложил свои деньги, все было не за счет бюджета, он брал все расходы на себя. Это было не так давно, в 2019 или 2020 году. В 2021 году все было уже изготовлено. Я ездил в мастерскую, посмотрел на эту прекрасную работу. Но дело в том, что предполагалось памятник установить в 2021 году. Но решили, что надо устанавливать именно в 2022 году, в мае. В 2022 году не удалось, поэтому было принято решение перенести установку памятника на 2023 год. И вот только совсем недавно памятник поставили. Скандал же был не таким громким, это лишь выходка одной женщины. Александр Рыжов ИА «ДОН 24»

Снести нельзя оставить, или Есть ли в Ростове шансы у памятников культуры
© Don24.ru