Премьеру Большого театра – балет «Пиковая дама», покажут на сцене Мариинского театра
17, 18, 19 и 20 июля (в 12:00 и 19:00) на новой сцене Мариинского театра будет представлен балет Большого театра России «Пиковая дама» на музыку Петра Чайковского — Юрия Красавина. Хореограф-постановщик — Юрий Посохов. Либретто Валерия Печейкина по одноименной повести Александра Пушкина. За пульт Симфонического оркестра Большого театра России на всех показах встанет дирижер-постановщик «Пиковой дамы» Павел Клиничев.
Гастроли балета Большого театра на сцене Мариинского, уже ставшие доброй традицией, — это прежде всего уникальная возможность прикоснуться к репертуару московской труппы, не выезжая из Петербурга. В этот раз покажут новинку: мировая премьера балета «Пиковая дама» на музыку Петра Чайковского — Юрия Красавина в постановке Юрия Посохова состоялась в декабре 2023 года, став первой балетной премьерой текущего сезона в Большом театре.
Постановщик Юрий Посохов уже известен петербуржцам — в рамках предыдущего фестиваля «Звезды белых ночей» он представил в Мариинском театре мистический диптих Белы Бартока: балет «Чудесный мандарин» и оперу «Замок герцога Синяя Борода», ставшую дебютом хореографа в качестве оперного режиссера.
На «Пиковую даму» Юрия Посохова вдохновила одноименная повесть Пушкина. Об этом сюжете он размышлял еще с юных лет, даже не будучи хореографом. За основу была взята музыка Петра Чайковского, которую переработал петербургский композитор и давний соавтор Посохова — Юрий Красавин. Декорации к спектаклю создала Полина Бахтина.
«Постановка „Пиковой дамы“ в Большом — иронический поклон в сторону классического балета, — говорит композитор Юрий Красавин. — В партитуре я кое-где изображаю из себя заправского балетного композитора XIX века, который пишет не очень приличную музыку для ног. Это один из способов обсуждения. В „Пиковой даме“ Большого театра нет ни одной моей интонации, но есть переосмысление Чайковского, причем не только оперы, но и других сочинений».
Следуя за сюжетом одноименной повести Пушкина, постановщики в пятнадцати картинах с прологом рассказывают историю любви, азарта и помешательства Германа. Несмотря на то, что в музыкальной основе лежит «Пиковая дама» Петра Чайковского, в балете появляется целый ряд сцен, которых нет в опере, — например, сцена петербургского бала, где Лиза передает Герману роковую записку-приглашение.
А среди особенностей, подчеркивающих оперное происхождение партитуры, — наличие поющего персонажа. В этом балете задействован контратенор — он исполняет несколько номеров, среди которых баллада Томского в обработке Юрия Красавина, а в конце превращается в другого героя, сумасшедшего офицера, который марширует в одной палате с Германом.
Главные партии на гастрольных показах исполнят: Герман — Владислав Лантратов, Дмитрий Смилевски, Алексей Путинцев; Лиза — Анастасия Сташкевич, Ева Сергеенкова, Дарья Хохлова; Графиня — Денис Савин, Вячеслав Лопатин, Георгий Гусев; Томский — Артём Овчаренко, Егор Геращенко, Даниил Потапцев, Макар Михалкин; Полина — Мария Виноградова, Ольга Марченкова, Маргарита Шрайнер и другие.