Российский книжный союз раскритиковал версию законопроекта о «сиротских» произведениях
Издательства критикуют законопроект о «сиротских» произведениях. В нем видят угрозу признания безавторскими книг писателей под псевдонимами, говорится в письме Российского книжного союза одному из авторов законопроекта, главе комитета Госдумы по законодательству Павлу Крашенинникову. Письмо есть в распоряжении РБК. Завтра, 10 июля, Госдума рассмотрит законопроект уже во втором чтении.
В случае принятия закона, устанавливающего правила использования книг, музыки и фотографий без известных авторов, выплата гонорара за использование таких произведений будет происходить через номинальный счет. А управлять ими будут организации по коллективному управлению правами. При этом списать полученные средства можно будет в случае, если автор найдется.
Право брать произведения под контроль без согласия правообладателя, когда его личность не установлена, расходится с международным авторским правом, отмечает гендиректор издательства «Эксмо-АСТ», глава комитета по международному сотрудничеству Российского книжного союза Евгений Капьев:
Евгений Капьев гендиректор издательства «Эксмо-АСТ», глава комитета по международному сотрудничеству Российского книжного союза «В целом мы видим, что этот законопроект не учитывает механизмы, которые в мире уже работают по орфанным произведениям, это «сиротские» произведения. И там это касается не только книг с псевдонимами, но и в целом непонятно, как, например, будут искаться авторы каких-то книг. Есть текст и говорят, что автор неизвестен, как будет искаться? Базы произведений не существует. Это касается не только книг с псевдонимами, но и любых произведений. И опять же, есть мировая практика в этой области, то есть Российский книжный союз предлагал, чтобы, например, была дата обнародования не позже чем 30 лет назад. То есть если произведение условно обнародовали либо издавали за последние 30 лет, как оно может быть сиротским? И это касается самого механизма определения автора, поиска этого автора, особенно касается иллюстраций. Например, вы нашли иллюстрацию какого-нибудь китайского автора и дальше это ищете по российским базам данных, потому что по иллюстрациям вообще непонятно, кто создал, российский дизайнер, не российский. И признаете его сиротским, но это же странная история. Там даже по книгам более или менее еще, это все-таки длинный текст, а что делать с фотографиями или иллюстрациями? При этом есть мировое авторское право, есть большое количество регулирования в этой области, оно работает. Первое, это чтобы была дата обнародования, лимитируется, то есть в зависимости от страны. А второе, делают некоммерческое использование, чтобы не было возможности для пиратов признавать сиротским какое-то значимое коммерческое произведение, это может быть опять же дизайн, фотография, и зарабатывать на нем».
Законопроект, устанавливающий правила использования книг, музыки и фотографий без установленных авторов, был внесен в Госдуму в прошлом июле. Авторы законопроекта объясняли свою инициативу высоким уровнем развития цифровой среды, из-за чего найти правообладателя того или иного произведения сложно.
Однако в первой редакции законопроект вызвал опасения в медиаиндустрии, особенно среди представителей музыкальной сферы. Некоторые считают, что новый механизм позволит принудительно лицензировать западный контент.