ГМИИ им А.С. Пушкина привез в Новосибирск искусство Древнего Египта
В Новосибирске в эти дни почти так же жарко, как в Египте. Помнится, при посещении Луксора осенью гид говорила, что нам повезло: на улице было всего около 40 градусов, в гробницах фараонов - чуть за 45 градусов. В Новосибирском государственном художественном музее не стали создавать ощущения от посещения гробниц "от" и "до". В залах, где расположилась экспозиция "Древний Египет. Искусство бессмертия", напротив, прохладно. Но это не мешает перенести себя в Долину Царей, "спустившись" в гробницу. Приглушенный свет, локальное освещение экспонатов, пояснительных текстов. Вообще, здесь много экспликаций - объяснений к разделам, которые рассказывают о бессмертии и вечной жизни, описаний странствий египтян, много "живых" голосов цивилизации.
Вся выставка разбита на блоки, разделенные арками. Все сделано так, чтобы ничего не отвлекало от созерцания и познания, пожалуй, самой волнительной темы: что ждет человека после смерти и можно ли сохранить тело после смерти?
Несколько лет назад в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, большая экспозиция "Древний Египет. Искусство бессмертия" имела большой успех у москвичей и гостей столицы. Тогда на федеральном уровне, при поддержке нацпроекта "Культура", было принято решение провести выставку в трех городах - Владивостоке, Новосибирске, Нижнем Новгороде. Во Владивостоке ее посещали 1200 человек в день при обычной посещаемости музея в 400 человек. Нижний Новгород примет эстафету в сентябре. А в Новосибирске уже говорят, что "приморский" рекорд по посещаемости будет побит.
Современные технологии позволяют получить сведения о теле погребенного человека, о составе бальзамирующих средств, не разворачивая мумии
В день открытия посетители выстроились в очередь, чтобы зайти в залы, в которых разместили около 90 подлинных памятников древнеегипетского искусства из фонда и постоянной экспозиции ГМИИ.
- В числе экспонатов - деревянный расписной саркофаг, канопы, рельефы, статуи и статуэтки, бронзовая пластика, фрагменты декора мумий, ритуальные предметы художественного ремесла, амулеты, украшения. Все эти предметы помогут приоткрыть завесу тайны египетского бессмертия, методов сохранения тела, а, возможно, и развенчать популярные мифы о мумиях, - рассказала директор Новосибирского музея Екатерина Болдырева.
Уникальность выставки - подлинные экспонаты объединены с мультимедийными технологиями. Посетители познакомятся с результатами междисциплинарного исследования древнеегипетских мумий, проведенного ГМИИ им. Пушкина совместно с НИЦ "Курчатовский институт". Центральное место в экспозиции заняли 3D-реконструкции облика древних египтян.
Фото: Наталья Решетникова/РГ
- Конечно, мы не могли привезти мумии. Но мы покажем их реконструкции на основе сведений, полученных сотрудниками Курчатовского института. Увидим, как распеленовывают мумии, как они "оживают" на наших глазах. Это захватывающая, абсолютно залипательная вещь, - поделился на открытии выставки в Новосибирске заместитель директора по научной работе ГМИИ им. Пушкина Илья Дороченков. - Современные технологии позволяют не разрушать мумии, варварски разворачивая их, а сохранить их целостность, музейный облик и при этом получить сведения о теле погребенного человека, о составе бальзамирующих средств, материалах, которые использовали для мумификации. Тем самым мы заглядываем в самую сердцевину, проникаем в самую тайну египетского погребального культа.
Для куратора выставки, заведующей отделом Древнего Востока ГМИИ Ольги Васильевой самый любимый экспонат - ложная дверь, которая являлась одним из главных предметов в гробнице и считалась порогом между миром смертных и миром божеств и духов.
А самому древнему сосуду, представленному на выставке, примерно три тысячи лет, самые "свежие" экспонаты относятся к римской эпохе. Но, как считает Ольга Васильева, не это главное на выставке, а возможность показать, как египтяне пытались сохранить тело, чтобы оно не разрушилось. Для этого в том числе важны саркофаг, каменные статуи, на которых писали имя, рельефы. Чтобы сохранить память о человеке, высекали надписи в гробницах. То, что в камне, - вечно.