В Большом театре пройдет мировая премьера балета Красавина "Буря" в постановке Самодурова

МОСКВА, 4 июля. /ТАСС/. Мировая премьера балета Юрия Красавина "Буря" состоится на Новой сцене Государственного академического Большого театра (ГАБТ) России в четверг. Осуществил постановку по одноименной пьесе Уильяма Шекспира хореограф, заслуженный деятель искусств России Вячеслав Самодуров.

Как отметили в пресс-службе театра, последнее произведение Шекспира "Буря", как и другие его пьесы, всегда привлекали композиторов и постановщиков. Первая постановка "Бури" в Большом театре была показана 22 апреля 1827 года, за дирижерский пульт вставали Катерино Кавос, Луиджи Керубини, Даниэль Штейбельт, автором либретто выступил Александр Шаховский.

Мировую премьеру балета "Буря" в Большом, которая будет представлена 4, 5, 6 и 7 июля, осуществляет хореограф, заслуженный деятель искусств России Вячеслав Самодуров. В ГАБТ уточнили, что это уже третья его постановка в театре. Так, в 2016 году состоялась премьера балета "Ундина" Ханса Вернера Хенце, а в 2022 году одноактного балета "Танцемания" на музыку Юрия Красавина. По словам самого хореографа-постановщика, в балете "Буря" комическое, трагическое, рациональное и эмоциональное переплетается "в фантасмагорическом единстве". "После работы над "Ромео и Джульеттой" я понял, что мне интересны пьесы Шекспира, и я целенаправленно искал материал в его произведениях. <...> "Буря" интересна многим - своей странностью, трагикомичностью, сложностью тем. Пьеса обозначает конец эпохи Ренессанса и ставит под сомнение его ценности, где человек - мера всего", - рассказал Вячеслав Самодуров на пресс-конференции в Большом театре, посвященной премьере балета.

Музыка для балета

Отмечается, что музыку балета специально по заказу Большого театра сочинил композитор Юрий Красавин. Его сотрудничество с коллективом театра началось еще в 2004 году премьерой балета "Магриттомания" в хореографии Юрия Посохова. "В трактовке пьесы мы с Вячеславом изрядно расходились, я решил действовать, как в кино, просто старался аккомпанировать его пониманию, в конце концов я им проникся, и закончили мы вполне на одной волне", - рассказал композитор ТАСС. Он также отметил, что музыка к "Буре" получилась жестче, чем он обычно пишет, и ритмически сложнее.

Костюмы и оформление

Над сценическими костюмами работал российский дизайнер Игорь Чапурин, с Большим театром он сотрудничает с 2005 года. На пресс-конференции он отметил, что в его творческой биографии было несколько работ, связанных с наследием Шекспира, один из последних проектов - спектакль французского хореографа Анжелена Прельжокажа "Ромео и Джульетта". По его словам, уже тогда Чапурину было любопытно пропустить шекспировский сюжет "через контекст нашего времени". "В "Буре" я использовал похожие приемы: моей задачей было, бережно сохранив брутальную эстетику оригинала, создать современный визуальный продукт, который бы придал классике остроактуальный тон. Поэтому в костюмах я постарался сочетать исторические аллюзии и дизайн в мое м понимании этого слова. Асимметрия, игра фактур, внимание к "говорящим" деталям, - все это, надеюсь, поможет цельности произведения и даст зрителям некие стилистические ориентиры, которые помогут не только насладиться великим произведением Шекспира, но и прочесть его на языке танца, по ходу спектакля открывая для себя массу нового", - сказал художник по костюмам.

Оформлял постановку сценограф Алексей Кондратьев. В беседе с журналистами он рассказал, что его декорация "посвящена морю" как стихии, театральному архетипу, большой философской категории, и "лучшему в мире мотиву" для ландшафтной и абстрактной живописи. По его словам, он вдохновлялся картиной Ивана Айвазовского "Среди волн". "По сути, это совершенно абстрактная работа с нависающей над тобой живой и одновременно неподвижной соленой водой. Много позже что-то подобное я чувствовал перед огромными картинами американского абстрактного экспрессиониста Джексона Поллока. Они удивительно похожи по своей живописной мысли. Я последовал за этими художниками пытаясь нарисовать свою электрическую бурю, неподвижную, но одновременно постоянно меняющуюся и неожиданную", - сказал Алексей Кондратьев.

Исполнители ролей

В Большом театре также сообщили, что партию Миранды репетируют Ксения Жиганшина, Ульяна Мокшева, Маргарита Шрайнер, Анастасия Сташкевич, роль Фердинанда - Владислав Лантратов, Даниил Потапцев, Алексей Путинцев, Дмитрий Смилевски. Образ Просперо готовятся воплотить Александр Водопетов, Михаил Лобухин, Денис Савин, Семен Чудин, а партию Ариэля - Ратмир Джумалиев, Данила Клименко, Вячеслав Лопатин, Павел Смирнов, Марк Чино и другие.