Почтальон и лекарь в одном флаконе. Кто ответит, если больной помрёт?
Нерешенных проблем у нас в стране - масса. Решать нескольких из них сразу – экономно и удобно. Чтобы одним ударом реализовать сразу две задачи, был придуман совершенно уникальный метод, не имеющий мировых аналогов: дефицит медицинских работников собираются восполнять почтальонами, которые теперь будут лечить пациентов наряду с врачами. Или, как минимум, ставить диагноз.
Происходит все это не от хорошей жизни. Почтовые офисы решили спасать. Сначала, правда, Минцифры выступило с инициативой закрыть «ненужные» отделения «Почты России» там, где население составляет меньше 10 000 человек. Одновременно возникла другая идея: начать сдавать освободившиеся помещения почт в аренду, а вырученные средства направлять на ремонт оставшихся отделений почт и оплату сотрудников.
Тут есть, над чем задуматься: в 2022 году убыток «Почты России» составил 30,4 млрд рублей. У компании образовался огромный долг — 133 млрд рублей.
Действительно, с появлением гаджетов и развитием электронной почты, смысл «Почты России» стал сомнительным. Если зайти в почтовое отделение, картину там можно увидеть печальную. Отдельные посетители пересылают посылки или получают заказные письма. Например, от ФНС об уплате налога за недвижимость. Дебит с кредитом конторки сводят за счет продажи сим-карт, печатной прессы, лотерейных билетов, сувениров и т.д. Пытались объединить почту и банк, но толком из этого ничего не вышло.
Теперь пришла новая идея – открыть в сельских почтовых отделениях фельдшерско-акушерские пункты. Их работники попутно с приемом и доставкой корреспонденции будут ставить диагнозы и делать уколы. С соответственным повышением зарплаты.
Гендиректор «Почты России» Алан Козонов заявил, что видит большие перспективы в совмещении фельдшерско-акушерского пункта и почтового отделения. По его словам, так как ФАП находится в госсобственности, то компании не надо платить за аренду. Таким образом освободившиеся деньги пойдут на повышение зарплат работникам.
Проект «Почтальоны здоровья» уже запущен в Ульяновской области. После прохождения медицинской подготовки работники почты начали проводить там несложные медицинские манипуляции: измерять давление или температуру, а также по характерным симптомам выявлять признаки заболеваний.
А если что - почтальоны в Ульяновской области могут передать информацию в ближайшую поликлинику, записать пациента к врачу или устроить сеанс телемедицины. Для вызова «почтальона здоровья» на дом в Ульяновской области даже не надо оформлять почтовую услугу. Для почтальонов врачевание — это дополнительная к основной рабочая нагрузка, за которую они получают деньги из регионального бюджета.
Принимая решение о совмещении почтовых отделений и ФАПов, в государстве решили «убить двух зайцев» сразу. С одной стороны, сохранить почту и поднять зарплату их сотрудникам, а с другой – решить проблему дефицита врачей.
По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, России не хватает 30 тыс. врачей. В стране строятся больницы, а работать в них некому.
Но как из почтальонов будут делать медиков? И что будет входить в их новые обязанности? С таким вопросом «СП» обратилась к члену СПЧ, сопредседателю Всероссийского союза пациентов Яну Власову.
- В России не хватает 60% врачей первичного звена, наиболее заметна эта проблема в сельской местности. Основной причиной нехватки врачей в регионах стало увольнение 30% молодых специалистов из-за маленьких зарплат. И вот теперь у врачей появилась возможность стать одновременно и почтальонами. С соответствующей прибавкой к жалованию.
В этом есть экономическая выгода. Почта предоставляет помещение для ФАПа, и таким образом оптимизируются затраты государства на содержание фельдшерско-акушерских пунктов. Почта может предоставлять помещение для ФАПа безвозмездно или на правах аренды.
Кто будет лечить? Скажем, если в селе 20 домов, жители выбирают одного, и он проходит обучение на сестринских курсах. В дальнейшем его используют как медицинского работника. Но такое медицинское образование может получить и почтальон. Главное – документ, сертификат, который позволяет осматривать человека.
«СП»: А как быть, если речь идет не о головной боли, а об инфаркте, инсульте, преждевременных родах, например?
- Главное для сотрудника ФАПа – быстро установить связь с медицинским учреждением, чтобы обеспечить транспортировку больного к опытным врачам. А до приезда медицинской бригады надо просто поддержать жизнеспособность человека.
Однако врачи, с которыми нам удалось переговорить, высказываются о перспективе совмещения профессии медработника и почтальона достаточно скептически. Дело в том, что ФАП существует на средства ОМС. Как получить деньги на оказание медицинской помощи на почте?
- Что касается выделения места для ФАПа на почте – то этот вопрос находится в ведении губернатора. Как он решит – так и будет. Но регионы зарабатывают, как правило, на строительстве новых ФАПов, о чем регулярно отчитываются. Я считаю проект соединения почт с ФАПами провальным. Надо менять финансирование медицинской помощи, если мы хотим получить результат, - поделился с «СП» своим мнением доктор медицинских наук, профессор, председатель правления Московского городского научного общества терапевтов Павел Воробьев.
«СП»: Но коль скоро проект запущен, как вы видите сам процесс оказания медицинской помощи почтальонами?
- Мы прорабатывали с «Почтой России» этот проект с применением нашей платформы Симптомчекер. Это такие сервисы, которые помогают поставить диагноз на основании выявленных у пациента симптомов. Сначала это были просто опросники, которые в соответствии с указанными симптомами выдавали информацию о предполагаемых болезнях. Это помогало понять, необходима ли в принципе консультация специалиста. Мы опробовали эту систему в 15-и деревнях. Через нее прошли почти 65 тысяч человек. Работников почты можно приобщать к таким опросам. Но ведь они хотят зарабатывать...
Почта – это зачастую единственная государственная структура в населенном пункте. Если уходит почта – село чаще всего умирает. Сейчас рассматривают разные варианты дополнительного заработка для сотрудников почтовых отделений, чтобы их удержать. Почтальоны, например, разносят продукты, параллельно работают курьерами в службах доставки. В Ленинградской области почтальонов в свободное время приглашают работать в библиотечные пункты.
Что касается переквалификации почтальонов в медики, то дело тут, на наш взгляд, не столько в финансировании, а в ответственности за жизнь человека. Было бы интересно узнать позицию Минздрава касательно того, кто будет отвечать за ошибки, совершённые почтальоном при постановке диагноза, если это приведёт к гибели пациента. Кто будет виноват? Логика подсказывает, что почтальон. И в случае чего – родственники пострадавшего, видимо, подадут в суд на «Почту России»…