Как растет талант

Получают ее настоящие мастера слова, зрелые писатели, талант которых по-настоящему раскрылся, расцвел и приносит добрые плоды.

Как растет талант
© Вечерняя Москва

Позади и сезон детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне». Конкурс этот для учащихся средних и старших классов школы, колледжей, т. е. для начинающих, еще очень и очень юных, авторов, которые делают первые шаги в овладении литературным мастерством. Еще нельзя точно сказать, кто из них продолжит свой путь в прозе или поэзии и чей путь будет плодотворным. Но пробы пера уже были, росток таланта показался.

Вручение этих двух премий по времени близко. В середине весны подводятся итоги детско-юношеского литературного конкурса, а в конце мая или в начале июня вручается премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И это сравнение получилось отнюдь не случайное. Развитие таланта и рост прекрасного растения во многом похожи. Весна, начало лета – время, когда из земли появляются нежные, маленькие ростки, которые могут сформироваться со временем в красивое и полезное растение, красиво цвести, дать плоды, а могут всходы быть неудачными и в какой-то момент засохнуть и совсем пропасть.

В землю попадают семена. А в человеке сеется талант, который дает ему Господь, в точности как это описано в Евангелии (см. Мф. 25: 14-30). Обычно не одно дарование, а несколько. Таланты и их сочетания у людей разные, но сегодня мне хочется поговорить о даре слова, поэтому все основное внимание будет ему.

Итак, в земле есть семена, а в человеке – дар (способности), больший или меньший. Почва бывает разной. А у человека разными бывают условия. Кто-то родился в хорошей верующей семье, где ребенка любят, о нем заботятся, с первых лет жизни ему прививают правильные ценности, создают атмосферу для развития его потенциала, защищают от воздействия душевредных стихий. Кто-то – у родителей, которые даже не задумываются о вечном, живут сиюминутным, относятся ко всему легкомысленно, в том числе и к воспитанию своих чад, пусть они все попробуют, а потом сами решат. Разные бывают условия, в которых оказывается ребенок в первые годы жизни – это очевидно. Но и в хороших, и в далеко не лучших обстоятельствах чьи-то способности развиваются, человек пробует свои силы, чему-то учится, а чьи-то – не получают динамики роста. Безусловно, замечательно, когда в детстве молодой человек живет в хорошей во всех смыслах среде, но как рост цветка не определяется только почвой, так и развитие дарований не определяется только условиями жизни.

И вот росток показался из земли, стал заметен, уже можно отличить его от других, понять, что это за растение. И у молодого человека в детстве способности уже как-то проявились. Может быть, еще не очень определенно, не так ярко, но можно уже предположить, пусть пока с осторожностью, что они есть. И с этого момента начинается огромная разница между развитием растения и таланта у человека. У растения многое зависит от внешних факторов: не забудут ли хотя бы время от времени пропалывать клумбу, будут ли дожди, если же их долго не будет, то найдется ли тот, кто польет их, не будет ли изматывающей долгой жары, засухи или слишком сильного похолодания. У человека же внутреннее состояние играет не меньшую роль, чем внешние обстоятельства.

Безусловно, хорошо, если у юного автора внимательные и с достаточным уровнем образования родители, способные заметить его склонности к творчеству, неравнодушные квалифицированные педагоги, готовые помочь в раскрытии этих способностей. Замечательно, если есть священник, к которому можно обратиться за советом, какая христианская литература будет полезна и уже по силам подростку, если есть библиотекарь, который даст рекомендации, как ориентироваться в современном море книг. Прекрасно, если дома имеется хорошая библиотека и родители пополняют ее. Но все это будет работать во благо юному человеку с творческими способностями, начинающему автору, если он сам будет трудиться. Домашняя библиотека дает только возможность читать, но читает сам человек. Если книги просто стоят на полке, то они юному человеку знаний не прибавят. Советы педагогов помогут, если подросток (юноша или девушка) берет в руки книги, знакомится с их содержанием, делает заметки, и сам пробует писать. Чтобы был материал, юный автор должен учиться быть наблюдательным, расширять свой кругозор, стремиться к познанию нового. А если и не получилось что-то, нельзя опускать руки, надо снова браться за перо и писать, надо просить помощи у Бога. Он податель таланта, Он поможет и ему вырасти.

В начале лета цветы быстро растут, и вскоре становится заметно, что за цветок, и уже никто не ошибется в его определении, ведь оно достигло такого биологического развития, когда видны все его характерные черты. И все-таки в это время не сразу распускаются цветы. Нередко растение должно набраться сил для цветения, и только потом бутоны раскроются. Так бывает и у человека. Он взрослеет, и уже становится гораздо понятнее, велики ли шансы, что у него не просто некоторые способности, а особые дарования, что имеющийся талант со временем проявится в полную силу. Это время работы молодого человека над собой, без которой дар от Бога не расцветет и не принесет «урожая».

Про то, что талант раскрылся в полную силу, говорят, когда писатель или поэт создает по-настоящему хорошие произведения. Но кроме цветка есть плод. Есть семена, которые могут упасть в землю и прорасти. В случае с одаренностью – это влияние произведения на души, сердца, умы людей, мысли, которые появляются после прочтения, поступки, которые совершают читатели, проникнувшись содержанием книги.

Сейчас июль. Летом мы будем радоваться красивым цветам и вкусным, полезным плодам. Как будет хорошо, если и литературный дар люди будут использовать так, чтобы результаты от этого были только добрыми. «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2: 10). И необходимо вспомнить еще слова святителя Тихона Задонского, что «Без любви добра не бывает».