Войти в почту

В Ассоциации юристов России предложили выдавать совместные дипломы вузов стран БРИКС

В Ассоциации юристов России предложили выдавать совместные дипломы вузов стран БРИКС

Как сообщает пресс-служба «Российской газеты», Ассоциация юристов России (АЮР) провела на полях ПМЮФ-2024 сессию «Юридическое образование в странах БРИКС: на пути обеспечения интеграции», где юристы предложили наладить обмен студентами вузов БРИКС и организовать выдачу двойных дипломов.

АЮР провела на полях ПМЮФ-2024 сессию «Юридическое образование в странах БРИКС: на пути обеспечения интеграции»ЮР провела на полях ПМЮФ-2024 сессию «Юридическое образование в странах БРИКС: на пути обеспечения интеграции» / https://gra.ru/

Также на сессии говорили о необходимости перевода образования юристов на пятилетний специалитет. При этом магистратуру было предложено оставить для тех, кто захочет углублённо изучить какое-то правовое направление. Кроме того, юридическое сообщество подготовило учебник обществознания для школ.

Модератор дискуссии, председатель АЮР Сергей Степашин напомнил участникам, что в сентябре 2024 года в Москве пройдёт IX Юридический форум стран БРИКС, который будет посвящён такой актуальной теме, как право и новый миропорядок.

С. Степашин, подчеркнув, что страны БРИКС, особенно юридические сообщества, не дружат против кого-то, отметил: «Наша задача – объединить усилия и в том числе через юридическое образование создавать условия для тесного профессионального, дружеского взаимодействия по всем вопросам. Это касается торгово-экономического сотрудничества, налогообложения, банковской системы, логистики и так далее».

Председатель АЮР также акцентировал внимание на том, что организация ведёт активную работу, связанную с юридическим образованием.

Он, в частности, сказал: «У нас есть поручение президента РФ, в рамках которого Ассоциация юристов России занимается анализом программ юробразования. Специальный Экспертный центр ежегодно проводит профессиональную оценку и составляет список юридических вузов и образовательных программ, прошедших общественную аккредитацию. Рейтинг служит рекомендацией профессионального сообщества и абитуриентам, и работодателям».

С. Степашин также рассказал о том, что экспертный центр АЮР за последний год провёл аккредитацию 206 программ и 31 образовательной организации юридического профиля, и добавил, что эта работа будет продолжаться.

В рамках сессии первый заместитель министра юстиции РФ Евгений Забарчук, отметив, что в праве заложены духовно-нравственные ценности любого государства, сказал: «То, что государство закрепляет и защищает, отражается именно в праве. Это касается различных сфер жизни государства: культура, политика, общественная деятельность и так далее. Поэтому понимание права разных стран позволит более предметно почувствовать и понять друг друга». При этом Е. Забарчук, подчеркнув, что понимание правовой системы каждой из стран-участников БРИКС является крайне важным именно для юристов, пояснил: «В 90-х годах существовала масштабная система повышения квалификации государственных служащих с выездом за рубеж. Мы изучали опыт западных стран. Безусловно, вот эти поездки сыграли определённую роль в понимании друг друга, в каком направлении мы должны идти. Я думаю, что такую практику взаимопогружения в системы необходимо и дальше развивать и уже применять к тем, с кем мы сегодня работаем в новой системе координат».

Также он сообщил о важности продолжения практики обмена студентами, посещения вузов, изучения опыта работы и функционирования образовательных учреждений и добавил, что в России «готовы принять студентов из стран БРИКС и налаживать уже более конструктивные взаимоотношения» и не исключена выдача дипломов двух вузов.

Ректор Университета имени О.Е. Кутафина, сопредседатель АЮР Виктор Блажеев, напомнив, что юрист – это фундаментальная профессия, которая требует определенной теоретической подготовки, поднял вопрос сроков обучения юристов: «Логично, если это будет пятилетний цикл. Что касается магистратуры, тут тоже дискуссии. Не хотелось бы отказываться от магистратуры напрочь, но мы рассматриваем магистратуру как дополнительную опцию к высшему образованию. То есть высшее юридическое образование – это завершённый цикл. А вот если человек решил проспециализироваться в какой-то области, то тогда магистратура – это отличная дополнительная опция». Затронув такую важную тему, как правовое просвещение подрастающего поколения, В. Блажеев отметил: «Я не понимаю, почему школьник должен знать хорошо математику и не знать право. В ближайшее время под редакцией юридического сообщества выйдет учебник обществознания для школ. И Университет имени О.Е. Кутафина, и Ассоциация юристов России принимали самое активное участие в подготовке раздела, который связан с правом».

В свою очередь, ректор Саратовской государственной юридической академии (СГЮА) Екатерина Ильгова, обратила внимание на то, что многосторонний формат БРИКС в сфере признания дипломов на сегодняшний день используется не в полной мере, и озвучила предложение по совершенствованию деятельности Сетевого университета БРИКС в направлении юридического образования.

Она рассказала: «В соответствии с приказом Минобрнауки, принятом в 2016 году, в состав участников Сетевого университета БРИКС входит 12 вузов. К сожалению, там нет ни одного моноюридического вуза. И, что самое главное, этим, возможно, продиктовано отсутствие правовых программ магистратуры и наличие всего одной программы на уровне бакалавриата».

При этом она отметила, что в текущем году руководством СГЮА было принято решение о включении в свою образовательную программу такой дисциплины, как «Правовые системы стран БРИКС». По её мнению, «эта дисциплина позволит студентам понимать правовые системы тех государств, с которыми они будут активно взаимодействовать».

О необходимости проведения реформы образовательной системы и внесения соответствующих изменений в законодательство заявил и проректор по инновационному научно-технологическому развитию МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Вайпан, сказав следующее: «Законодательство должно опираться на фундаментальность высшего образования. Первый уровень базового высшего юридического образования должен быть завершённым, полноценным. Он должен быть таким, чтобы наши студенты не рвались в магистратуру, думая о том, что их диплом бакалавра неполноценный».