На Урале открыли выставку Райшева, который создал свою художественную модель мира
Бывают картины, пространство которых изумительно бесконечно, - вопреки видимым рамкам, заданным багетом и реальностью. Именно таким полотном открывается персональная выставка Геннадия Райшева "Властитель Югры", разместившаяся в двух залах Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Перед нами то ли гора, то ли полукружье земного шара и силуэты людей. Мужчины, женщины, дети, бесконечная непрерывная цепь фигур, ряд за рядом, а между ними вдруг медведи, идолы, шайтаны и опять люди. Поколения, сменяющие друг друга, словно волны, но всегда оставляющие след на Земле.
- Геннадий Райшев - знаковая и культовая фигура для Югры, - говорит заместитель директора по научной работе ЕМИИ Зоя Таюрова. - Это уникальный художник, у его творчества нет аналогов.
По мнению искусствоведов, Райшев создал собственную художественную модель мира, метафору пространства, где среди людей живут таинственные обитатели: духи рек, озер и гор, герои легенд и мифов Югры.
Мастера, родившегося и большую часть жизни прожившего в ХМАО, на малой родине бесконечно уважают за любовь к родному краю и за то, что его творчество вывело культуру хантов и манси на мировой уровень (картины Райшева экспонировались и хранятся во многих галереях за рубежом). Имя художника носит Салымская детская школа искусств, в Ханты-Мансийске работает Галерея-мастерская художника Г. С. Райшева. И экспозиция в Екатеринбурге открывает целую серию мероприятий, приуроченных к 90-летию со дня его рождения.
Выставочный проект - 134 произведения из коллекций Галереи-мастерской и ЕМИИ, выполненные в различных техниках - акварель, черно-белая и цветная линогравюра, монотипия, офорт, многие картины демонстрируются впервые.
Фрагмент масштабного полотна "Югорская легенда". Фото: Татьяна Андреева/РГ
Помимо сюжетов из хантыйской и мансийской мифологии, легенд о рождении мира и его устройстве, отдельной темой в творчестве Геннадия Райшева стали детские воспоминания о войне. Вот огромный, как кит, пароход "Пономарев", увозящий мужчин из родного села на фронт, - их лица стерлись из детской памяти, но остались масштаб беды и грандиозность подвига. А вот "Чугун картошки", "Запах хлеба", "Парное молоко" - тоже образы военного детства, запавшие в память полуголодного деревенского мальчишки.
Тема номер три выставки, столь же художественной, сколь и философской, - взаимодействие Человека и Космоса, возникшая в творчестве Геннадия Райшева с началом нового тысячелетия. Он воплощает бесконечность и холодность огромной Вселенной и нашу планету - крохотную яркую частичку бесконечности. Космос Райшева не вызывает мистического или страшного ощущения, это лишь постоянное движение, состояние перемен, от восхождения к падению и обратно. И жизнь каждого человека - тоже космос, и он тоже вписан в общую единую систему.
В пространстве Северной антресоли, где представлена графика, можно посмотреть фильм о Райшеве, услышать его голос - он был мудрым человеком.
- Человеку очень важно иметь свое Место, откуда будешь обозревать Землю и иметь связь с Космосом, - говорил он.