Не видеть, но чувствовать

Недавно в Курский клинический госпиталь приезжали артисты. Театральная студия «Данко» представила спектакль по пьесе Григория Горина «Шут Балакирев». Среди зрителей – участники СВО, которые проходят лечение после ранений. Здесь настоящие герои были и в зрительном зале, и на сцене. Дело в том, что в спектакле задействованы только незрячие актёры. Чтобы создать яркие образы, они должны не только знать роль, уметь перевоплощаться, но и считать шаги, чтобы не столкнуться с партнёром по сцене и выполнить все режиссёрские идеи. 14 лет на сцене Театр существует с 2010 года, в его репертуаре более 15 спектаклей. В следующем году «Данко» отпразднует 15-летие. А на предстоящую осень намечена очередная премьера – спектакль «20 минут с ангелом» по пьесе Александра Вампилова. Началось же всё с театрального кружка, созданного в Курской областной специальной библиотеке для слепых и слабовидящих имени В.С. Алехина. – Нам тогда помогли именно врачи госпиталя, – вспоминает одна из руководителей театральной студии, сотрудник библиотеки Ольга Самойлова. – Мы ставили спектакль «Последний день войны». Понадобился реквизит – бинты, белые халаты, больничная одежда для раненых. Первыми зрителями стали, конечно, читатели нашей библиотеки. Успех был огромный. Это нас очень вдохновило. За 13 лет мы поставили 15 спектаклей. В репертуаре много классики: «Женитьба Бальзаминова» Островского, «Предложение» Чехова. Большой успех театру принесла «Женитьба» по произведениям Гоголя. Через театральную студию за время её работы прошло более 20 человек. – Люди меняются. Например, в спектакле «Выходили бабки замуж», который мы ставили 12 лет назад, были задействованы только возрастные актёры, – продолжает Самойлова. – Действие происходит в доме престарелых. Артистам было по 70-80 лет. Приходит новое поколение – молодёжь. И хорошо, что приходит. Сегодня возраст артистов «Данко» от 30 до 75 лет. Все они постоянные читатели библиотеки. Со спектаклем «Шут Балакирев» они объездили почти всю область. Выступали в пунктах выдачи книг библиотеки для слепых. А таких пунктов – 32 в 28 районах. В 2019 году театр участвовал во Всероссийском открытом театральном фестивале ВОС «Пространство равных возможностей», проходившем в Москве. Там «Данко» получил диплом за воплощение классики в спектакле «Женитьба Бальзаминова». Потом началась пандемия, и на три года гастроли прекратились. Только в 2023 году артисты добрались до Казани. Сейчас театр «Данко» – частый гость в пунктах временного размещения, где живут люди, уехавшие из зоны военных действий. – Помню одно из таких выступлений, – рассказывает Ольга Самойлова. – На тот момент люди почти прибыли в Курск, были очень расстроены, напряжены. На предложение посмотреть спектакль откликнулись неохотно. Тем не менее публика собралась, мы начали выступление. Вскоре послышались первые взрывы смеха, аплодисменты. Стали подходить новые и новые зрители. В финале свободных мест не осталось, зрители долго не хотели отпускать артистов со сцены. От смартфона до Театральной площади Но вернёмся во времена пандемии. Тогда репетиции и спектакли были отменены. И руководители кружка вместе с артистами организовали проект «Театр у смартфона», в котором участвовали и артисты, и зрители. – Каждый выбирал определённую роль, – рассказывает второй руководитель театра Светлана Тюрина. – В создании спектакля приняли участие и наши читатели из области. Одна из сцен происходит у реки. Чтобы записать плеск воды, наша читательница из Курчатова специально ходила к водохранилищу. Позже актёр «Данко», сотрудник библиотеки Василий Морарь свёл все записанные отрывки в единый спектакль. Любая постановка в «Данко», как и в обычном театре, начинается с читки пьесы. Кто-то читает роль по Брайлю (специальный шрифт для незрячих), кому-то записывают звуковые файлы. Для слабовидящих актёров пьесы распечатывают укрупнённым шрифтом. Один из самых ответственных спектаклей был представлен на Театральной площади во время книжной ярмарки. Незрячие артисты выступали в самом конце мероприятия. Все очень волновались: соберутся ли зрители. Давали «Недоросль» Фонвизина. Костюмы тогда мы делали сами, но они получились на славу. Успех был огромный. Многие зрители не верили, что артисты не видят. Сегодня режиссёр-постановщик театральной студии «Данко» – актриса Курского драматического театра Нина Полищук. – Самое сложное – это движение, – рассказывает Нина Степановна. – Нашим актёрам непросто передвигаться по сцене. А ведь в спектакле «Шут Балакирев» Пётр Первый танцует с Екатериной! Слепому человеку трудно ощущать себя в пространстве, выходить на площадку, встречаться друг с другом, сложно подать партнёру руку. Особенно непросто работать на чужой сцене. В декабре 2023 года театральная студия «Данко» стала лауреатом первой степени II Всероссийского фестиваля интегрального творчества «Луч»-2023», который проходил в Казани. Там огромная сцена. Провести репетицию было невозможно. Но актёры справились. – Нелегко поставить и жесты, – добавляет Полищук. – Помню, долго не могла правильно объяснить актёру, чего я хочу от него добиться. И вдруг меня осенило, и я сказала: «Представь, что ты держишь новогодний ёлочный шарик и показываешь его». Всё получилось! Актёры «Данко» часто бывают в Курском драматическом театре, они присутствовали на всех спектаклях, в которых играет Нина Степановна. Несколько лет назад библиотека, на базе которой существует «Данко», получила грант, который позволил приобрести оборудование для тифлокомментирования. То есть в паузах между диалогами комментатор должен рассказать незрячим людям, что происходит на сцене. Чтобы звук из наушника никому не мешал, незрячие занимают последний ряд. Слушаем и запоминаем В спектакле «Шут Балакирев» известный курский спортсмен Василий Морарь играет принца Голштинского. – Мой герой выходит на сцену нетрезвым, – рассказывает он. – Этот момент всегда вызывает смех в зале. Но добиться лёгкости и непринуждённости в движениях было сложно: вся роль на немецком языке. Я подошёл к вопросу серьёзно – брал уроки немецкого. Произношение со мной отрабатывал преподаватель вуза. Чтобы добиться правильной интонации, надо понимать, о чём говоришь! Первое время я концентрировался либо на тексте, либо на движениях. Перевоплотиться и думать на немецком языке – пришло не сразу. Кстати, первый актёрский опыт у Василия Мораря был ещё в школе. – Наш класс должен был провести новогодний праздник. Мне досталась роль Деда Мороза, а девочке, с которой я дружил, – Снегурочки… В силу профессии актёр «примеряет» на себя самые разные маски. Чтобы почувствовать характер, стараюсь наблюдать за окружающими, внимательно прислушиваюсь к их речи. Жена актёра Анна в «Шуте Балакиреве» вначале играла фрейлину, потом – саму Екатерину I. – Пьесу знаю наизусть, помню все роли, – говорит женщина. – Поэтому с текстом проблем не было. Но движения пришлось переучивать, адаптируя под меня. Предыдущая «царица» всё-таки немножко видела. Но ничего, справились. К тому времени всё было сыграно многократно. У меня, конечно, получилась своя царица, но никто и не ожидал, что она будет такой же, как предыдущая. Моя – менее стервозная и надменная, более человечная. Но всё равно – царица. Для Анны самое сложное в игре – правильное движение. – Все сцены разные, и выходить страшно, – делится актриса. – На спектакле в госпитале нам даже установили ограничитель, чтобы было понятно, до какого места на сцене можно дойти и не свалиться. В одной из библиотек я чуть не снесла выставочный стенд. Хорошо, что он был на колёсиках! В Железногорске во время танца, когда я закружилась вокруг царя, моей широкой юбкой был «охвачен» весь первый ряд. На сцене главное – рассчитать пространство, всё это совместить с текстом, не забыть, что тебе надо сказать, не оказаться к зрителям спиной. В Казани, куда мы ездили, очень большая сцена. Согласно действию впереди меня идёт камергер Монс, а я просто не услышала, где он остановился, где остановился Пётр I. Лишь когда выключили музыку, я поняла, что мы все стоим правильно. Кстати, в предстоящем премьерном спектакле «20 минут с ангелом» супруги Морарь снова появятся на одной сцене. По сюжету герои спектакля ссорятся. – В жизни такого не бывает, и мы шутим: хоть на сцене поругается, – смеются они. ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА – Людям, потерявшим зрение в зрелом возрасте, адаптироваться достаточно сложно, – объясняет Светлана Тюрина. – У нас есть актёры, которым трудно самостоятельно передвигаться по городу. Они приезжают на такси. Например, Илья Назаров, исполняющий роль шута Балакирева, живёт на улице Школьной. Добираться нелегко. Мы, к сожалению, не можем решить проблему доставки наших незрячих артистов, оплатить проезд. Все спектакли «Данко» бесплатны, но если бы нам удавалось иногда сделать сбор, для наших артистов это было бы большим стимулом и помогло бы купить новые декорации. Елена ГАМОВА Фото из архива театральной студия «Данко»

Не видеть, но чувствовать
© Курская правда