В Пскове впервые представили икону "Спас Вседержитель" XVII века

ПСКОВ, 15 июня. /ТАСС/. Сотрудники федерального Псковского музея-заповедника впервые представили общественности коллекцию древних православных икон из своих фондов. Среди христианских реликвий - икона "Спас Вседержитель" XVII века и деревянная скульптура "Христос в темнице" конца XVII века, сообщила ТАСС генеральный директор музея Светлана Мельникова.

"Сегодня в парадном зале картинной галереи Псковского музея-заповедника состоялось тематическое занятие "Образ Спасителя в произведениях изобразительного искусства". На мероприятии мы представили уникальные экспонаты из фондов музея, созданные мастерами разных стран и разных веков. Впервые вниманию зрителей представлена икона "Спас Вседержитель" XVII века. Это центральный образ в иконографии Христа, представляющий его как Небесного царя и судию. Икона из нашего собрания является оплечным образом Спасителя. На иконах этого типа фигура показана по плечи", - сказала собеседница агентства.

Она уточнила, что особенности иконографии иконы, ее живописное построение не характерны для псковской школы иконописи и это делает ее "своеобразной и неповторимой". Еще один музейный экспонат, который впервые презентован общественности - деревянная скульптура "Христос в темнице" конца XVII века. На ней представлен сюжет, изображающий "Спасителя во дни страдания и заточения".

"Этот сюжет был популярен в искусстве Западной Европы, а с конца XVI века он проникает в церковное искусство православной Руси. Знакомство с этим произведением древнерусского искусства стало возможно после проведенных реставрационных работ. Другая икона, сюжет, которой связан с земной жизнью Христа, происходит из праздничного ряда иконостаса. Икона "Воскрешение Лазаря" была создана в 1610-е годы и происходит из храма Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья, что стоит на Завеличье на берегу реки Великой у Ольгинского моста. Икона посвящена евангельскому чуду воскрешения Христом Лазаря из Вифании", - пояснила Мельникова.

Иконы с евангельскими сюжетами

По словам Мельниковой, аналогичный сюжет евангельской истории о чуде воскрешения Лазаря запечатлел в XVI веке известный мастер из Вероны Паоло Фаринато. На занятии участники смогли сравнить икону из Пскова и картину европейского мастера в технике масляной живописи.

"Это позволило увидеть, как по-разному развивалось христианское искусство после случившегося в 1054 году разделения единой христианской церкви на Римско-католическую церковь на Западе, с центром в Риме, и Православную церковь на Востоке, с центром в Константинополе. Реалистический подход к изображению библейской истории в искусстве стал определяющим для Западной Европы в отличии от глубокого символизма иконописи", - добавила собеседница агентства.

Черты венецианской школы живописи можно увидеть в картине "Воскрешение Лазаря", созданной Паоло Фаринато из Вероны в XVI веке. Полотно происходит из ныне не существующей католической часовни святого Винсента, которая находилась на польской части Дмитриевского городского кладбища.

"Необыкновенная изобретательность в композиции, смелость рисунка, разнообразие и гармония теплого колорита составляют главные достоинства произведения Фаринато. Спаситель в образе ребенка, играющего с маленьким Иоанном Крестителем и ягненком на фоне пейзажа, предстает на копии XVIII века с картины Питера Пауля Рубенса, которая не дошла до нашего времени. Эта работа была передана в 1970-е годы государству согласно воле Архимандрита Алипия (Воронова), настоятеля Псково-Печерского монастыря", - рассказала Мельникова.