Абрикосточки от лета
Майка, задам традиционный вопрос. Какие чувства ты испытала, стоя на московской сцене в момент объявления победителей? Было ли удивление, или в какой-то мере результат был ожидаемым? Или просто ничего не успела понять? И как ты вообще относишься к конкурсам? Нужны ли они автору для самореализации? Я была счастлива. Думала, что ожидание будет более волнительным, но всё произошло очень быстро. Я хотела попасть в тройку призёров и не хотела сильно надеяться на это. А конкурсы бывают разными (и цели участия в них тоже). В целом, отношусь нормально, но осознаю субъективность оценок. И ещё тут важен баланс. Чтобы не стать таким поэтом, который помешан на достижениях и грамотах. Или таким, который ни в чём не участвует и не развивается. В любом случае, текст важнее всего. Сложившийся текст – это и есть победа. Для самореализации автору требуется желание выбраться за свои пределы. Этим шагом может стать конкурс, но необязательно. Что ты можешь сказать о других авторах, вошедших вместе с тобой в шорт-лист?Поддерживаешь ли с кем-то дружеские отношения? Кого, исходя из собственных поэтических предпочтений, считала более достойным победы? И считаешь ли объективным и справедливым решение жюри? В финале оказались сильные авторы, и, чтобы не переживать заранее, я не стала читать подборки. Победы желала тем, кого знаю лично. В поэзии это: Мирослава Бессонова, Дарья Ильгова и Василий Нацентов. В прозе: Евфросиния Капустина и Анна Маркина. Здорово, что всех их отметило жюри. И вне зависимости от того, как были распределены призы, все финалисты победили, ведь в финал прошли двадцать человек из двух тысяч (и не все с первой попытки – у меня это пятая). Знаю, что ты родом из села Березовка Тамбовской области. Скажу честно, что лично я, типичный городской житель, всегда мечтала о глубинке, где можно отдохнуть от суетной Москвы. А ты думаешь ли, мечтаешь ли о переезде в столицу? Или все же лучше любить ее, находясь в некотором от нее отдалении? Город привлекает меня не инфраструктурой, а людьми. В Москве у меня друзья. А в моём селе живёт 150 человек, и нет моих ровесников. Мне нравится размеренная жизнь, но иногда хочется эмоций. Пока мне удавалось балансировать: заниматься сельским хозяйством, а два-три раза в год выезжать на "Липки", АСПИР, семинары от СПМ, фестивали. Этих впечатлений хватало до следующей поездки. Что дальше? Не знаю. Здесь у меня есть дом и сад. Здесь мама с папой. Здесь я спокойна и счастлива. Но иногда мне кажется, что здесь я спряталась от жизни. Писал ли кто-либо в твоей семье, или ты самородок, чей поэтический дар возник как некая прихоть судьбы? Легко ли тебе жить с ним? Мы сажали картошку, поливали помидоры, ворочали сено, пололи свёклу, собирали смородину и мало читали. В доме была всего одна книжка со стихами. Сборник Есенина. Наверное, самородок, да. Легко ли мне с этим жить? Не всегда легко, зато интересно. Следующий вопрос задам с некоторой осторожностью. В нынешних условиях многие перестают творить, замыкаются в себе, ощущая внутреннее бессилие. А как это происходит у тебя? Чувствуешь ли ты себя дискомфортно, или, напротив, непростое время подстегивает к новым мыслям и новым творческим решениям? Сначала я чувствовала и бессилие, и бессмысленность. А сейчас я просто продолжаю делать своё дело. И стараюсь никому не причинять зла. Этого достаточно. Это не новые творческие решения. Я пишу о своей жизни и не пишу о том, чего не знаю. И мне важно сохранить тот мир, который никто кроме меня не сохранит. Я даже псевдоним выбрала по названию села – Лунёвка (1-я Берёзовка – это официальное название). Я пишу, исходя из своего контекста. Иногда пытаюсь осмыслить время, в котором живу. Но чтобы браться за большие темы, нужно быть большим поэтом, а мне это пока не по силам. Есть ли у тебя поэтические кумиры среди уже ушедших или ныне живущих авторов? Могла бы кого-то назвать своим учителем? Или, возможно, таковых несколько? В разное время мне нравились разные поэты: Бродский, Рыжий, Гандлевский , Казарин, Сатуновский и другие. До сих пор люблю Цветкова . А учителями я могу назвать всех, кого когда-либо прочитала. Скажи, а как ты себя чувствуешь под прицелом зрительских глаз? Приятно ли тебе было стоять на сцене, или ты предпочитаешь реже появляться на публике? Кстати, кажется, во время церемонии пошел дождь? Как себя повели в этот момент зрители? Разбежались или мужественно остались мокнуть под дождем до окончания церемонии? В шесть лет я чувствовала себя на сцене свободно. Сейчас я могу волноваться перед выступлением, но это нормальное чувство живого человека. Я не слишком часто появляюсь на публике, но сцена для меня привычна: папа работал худруком, и всё детство я пела; во взрослом возрасте я выступала сначала с музыкальной группой, а потом сольно; играла в спектаклях; иногда читала (читаю) стихи в микрофон. Что касается церемонии, я не обратила внимания на то, как зрители отреагировали на дождь. Я сидела далеко от края сцены и смотрела то на других финалистов, то на экран. Но зонтики точно были. Был ли с тобой в Москве кто-то, кто поддерживал тебя в момент объявления результатов, болел за тебя?Знаю по себе, что это очень важно. Многие люди поддерживали меня онлайн. Несколько человек пришли поддержать на Красную площадь. И я благодарна за все добрые слова, которые прочитала в комментариях или услышала лично. А ещё мы поддерживали друг друга перед финалом, когда жили в отеле, ходили на завтрак, слушали чемпионские подборки. Благодаря этому всё прошло легко и радостно. Майка Луневская с писателем Ильей Кочергиным . Еще такой вопрос. Как к твоему творчеству относятся родители и близкие?Поддерживают ли? Высказывают ли свои критические замечания? Гордятся ли, наконец, талантливой дочерью, внучкой, сестрой и т.д.? Родители и близкие поддерживают. А после объявления результатов "Лицея" ещё и гордятся. Тексты они не критикуют, потому что они не критики. Наверное, не все родственники и знакомые меня понимают, потому что наши ценности отличаются, но теперь я отношусь к этому спокойнее. Завершая свой небольшой опрос, хочу спросить: что бы ты посоветовала тем, кто делает первые шаги в литературе? Есть ли какой-то рецепт избежать, по возможности, строгой критики, осуждения, непонимания? Или, напротив, через все это надо мужественно пройти? Посоветую больше читать. А критика бывает полезнее похвалы. Особенно если она звучит не от незнакомца в сети, а от авторитета, по запросу, без перехода на личности и без желания обидеть. И надо понимать, что критика, осуждение и непонимание сопровождают автора не только в начале его пути. Майка Луневская в гостях у Ильи Кочергина и знаменитый по блогу писателя конь Феня. Ну, и все же еще последний вопрос: как планируешь потратить выигрыш? Если не секрет. Пока ничего не планирую, выигрыш потрачу на жизнь. Стихи Майки Луневской можно прочитать здесь .