Войти в почту

Ключевые принципы, которые делают образовательные программы успешными

В мире стремительно меняющихся технологий и рынка труда образовательные программы должны адаптироваться и внедрять инновационные методы обучения. Методист Школы инноваций и креативного мышления ИКРА, Павел Бородин, поделился с редакцией ключевыми принципами, которые делают образовательные программы успешными.

Павел Бородин

Методист Школы инноваций и креативного мышления ИКРА

Как обучать?

Обучайте через реальный опыт и актуализируйте материал

Погружение участников в ситуации и задачи, с которыми работают современные специалисты, обеспечивает актуальность и приземление на реальность.

«Транслируйте учебный материал так, чтобы ученики понимали, зачем им это нужно, какую проблему этим можно решить, какой результат получится».

Содержание курса должно регулярно обновляться, чтобы закрывать текущие потребности специалистов. Обучающимся важно получать релевантный материал, который соответствует действительности и требованиям рынка. Поэтому проводите исследования по поиску и формированию новых инструментов, а также приглашайте преподавать тех кураторов, которые работают на рынке здесь и сейчас. Как правило, они используют только проверенные на практике инструменты.

Не давайте верных решений

Для того чтобы развить креативность и инновационное мышление, в большинстве заданий не должно быть правильных ответов. Важно, чтобы участники сами сформулировали для себя правильное решение, а наставник/учитель дал по нему обратную связь.

«Мы верим, что к решению любой задачи можно подойти с разных сторон и не ограничиваем участников «правильными» стратегиями поведения. Нас интересует ход их мышления, поэтому кураторы не просто ставят оценки по проектам, но и дают развивающую обратную связь для их улучшения».

Руководствуйтесь принципом гарантированной ошибки

Если создать безопасные условия, в которых участники могут пробовать новое, ошибаться и извлекать пользу из полученного опыта, это позволит развить критическое мышление и уверенность в собственных силах, что является ключом к успеху в реальной рабочей среде.

Помните о мягких навыках

Акцентируйте в своей программе внимание прежде всего на навыки из концепции «4K»: креативное и критическое мышление, кооперация и коммуникация.

«Гибкие или мягкие навыки — это структура или даже скелет, на который накладываются все остальные профессиональные знания и умения. Они делают нас устойчивее и гибче, помогая эффективно двигаться по карьерному пути и адаптироваться к различным рабочим ситуациям».

Цените любознательность

Поощряйте внутреннюю мотивацию участников и собирайте образовательную среду таким образом, чтобы всегда можно было изучить дополнительные материалы или найти интересный контент.

Это развивает самостоятельное мышление и мотивирует еще больше погружаться в материал, расширяет кругозор, позволяет находить схожие системы вокруг. Продвигайте идею дальнейшего обучения уже за пределами учебной программы.

При помощи чего обучать?

Культура экспериментов

Создайте пространство, в котором есть место безумным и нестандартным идеям. Пробуйте новые форматы, инструменты и механики.

Работа на основе ваших задач

Индивидуальный подход к обучению — один из последних трендов в области образования. Предложите участникам решать задачи из профессиональной среды. Для этого заранее подготовьте учебные материалы — задания на основе запросов обучающихся перед курсом, а затем включите их в практическую работу.

Инструменты для работы

Преобразовывайте знания и алгоритмы решения задач в доступный шаблон для работы, чтобы ученики могли его использовать как во время практики на курсе, так и при выполнении рабочих заданий.

Ученики могут и сами создать такие инструменты или даже свой персональный набор, с которым будет удобно работать и выполнять конкретные задачи.

Работа в команде

Это неотъемлемая часть успешной образовательной программы и критически важное условие для работы в современном мире. Совместные проекты и задачи не только подготавливают участников к реальной рабочей среде, но и развивают навыки командной работы и коммуникации.

«Командная работа способствует синергии разных мыслительных подходов. Чем больше мнений озвучивается, тем шире становится спектр возможных решений и подходов к задаче. Коллективный разум преодолевает индивидуальные ограничения, создавая идеи и продукты, которые трудно разработать в одиночку».

Рефлексивное обучение

Уделяйте внимание процессу самоанализа и рефлексии об учебном опыте. Это способствует развитию критического мышления и помогает более качественно осмыслить пройденный материал.

«Рефлексия в процессе обучения помогает осмыслить полученные знания, понять ошибки и ответить для себя на сложные моменты, «разложить по полочкам», тем самым устанавливая связь между теорией и реальным применением. Если пропустить рефлексию, человек может усвоить материал поверхностно, без понимания, как его адаптировать и применять на реальных задачах».

Доступ к обширной базе ресурсов

Дайте участникам доступ к базе знаний по курсу, в которых собраны презентации, статьи, кейсы, книги, фреймворки и дополнительные примеры из реальной практики. Это обеспечивает комплексное понимание и структурирует пройденный материал.

Кому обучать?

Реальная экспертиза

Привлекайте тех спикеров и кураторов, которые в реальный момент времени действующие специалисты из отрасли, работающие с топовыми компаниями, и реализовали десятки кейсов в своем деле.

«Такие люди делятся знаниями и инструментами, которые сами используют в работе. Их экспертиза поможет ученикам сократить свой путь проб и ошибок».

Например, Центральный университет, который построил на этой основе все обучение. И даже сделал карьерную связку: студентов обучает действующий специалист на реальных задачах, оценивает результаты, мотивацию к работе, а после приглашает таких людей на работу.

Объединяем единомышленников

Создайте комьюнити, где выпускники продолжат узнавать что-то новое, поддерживать профессиональные связи, предлагать и реализовывать свои проекты вместе с единомышленниками.

Все эти элементы вместе и создают эффективное обучение. Стремясь создать образовательные программы, которые обеспечат максимальную пользу и успех для учеников, можно подготовить их к реальным вызовам профессиональной жизни.

«Мы создаем программу не “раз и навсегда”, а постоянно внося корректировки и изменения в материал, инструментарий, учебные задачи, примеры для понимания».