Войти в почту

Из Архангельска в Мангазею вышла экспедиция на деревянном карбасе

АРХАНГЕЛЬСК, 8 июня. /ТАСС/. Экспедиция на деревянном карбасе "Матера", построенном по древней поморской технологии без единого гвоздя, вышла из Архангельска в Мангазею, передает корреспондент ТАСС. Под парусами и на веслах участники похода пройдут 3 тыс. км путями средневековых первопроходцев. Из Архангельска команда вышла на веслах, поскольку дул встречный ветер.

"Видите, дождик. Это в дорогу хорошо. Не очень холодно, а завтра будет тепло. Поэтому сегодня далеко не пойдем, потому что есть такое правило хорошего тона: собираешься далеко в экспедицию, сделай первый переход короткий, - сказал ТАСС руководитель проекта, руководитель клуба "Морские практики" Евгений Шкаруба. - Ну и ветер нам встречный, а завтра он будет попутный".

Экспедиция пойдет так называемым Мангазейским морским ходом: через Белое, Баренцево и Карское моря, Канинский и Ямальский волок - одним из самых опасных и трудных путей, ведущих с севера на восток. Мангазею основали русские колонисты в 1601 году на реке Таз в месте впадения в нее реки Осетровки (Мангазейки), сейчас это территория Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Мангазея была центром сбора ясака, пушного промысла и торговли пушниной, или "мягкой рухлядью". Пушнина в то время приносила огромный доход в казну государства.

Часть Мангазейского морского хода шла по рекам и озерам, а на двух участках - по сухопутным волокам. Экспедиция планирует пройти маршрут до 25 августа. "Мы пытаемся повторить тот график движения, который описан в тех документах. Примерно в это время коч стартовал из Пустозерска или из Архангельска, и проходил через Канинский Волок, через Ямальский Волок, проходил в Мангазею, - пояснил Шкаруба. - У нас немножко другая ситуация, потому что у нас не коч, а карбас, у нас открытая шлюпка. Значит мы менее мореходны, чем коч. У коча была палуба. Если коч накрывала волна, вода уходила за борт. Нам придется беречься такой свежей погоды, пережидать".

Карбас - это парусно-гребное промысловое и транспортное деревянное судно, распространенное по крайней мере с XV века до настоящего времени на Белом и Баренцевом морях. "Матеру" строили в Москве, это первый шитый карбас мастеров Поморской верфи из Архангельска. Осенью 2023 года он своим ходом шел до Архангельска. У судна две мачты и три пары весел. Команда - семь человек.

Образовательный проект

В ходе похода его участники будут останавливаться в деревнях и селах, рассказывать местным жителям о поморах-первопроходцах, истории Севера и освоения Сибири, технологиях традиционного деревянного судостроения и мореходства: от средних веков и до наших времен. А еще для школьников будут проходить "Уроки на палубе".

"Мы хотим увязать наши записки с этого путешествия со школьными уроками, например, как объяснить через физику, немножко химию, почему масло снижает удар волн. На самом деле большие волны не снижает, снижает только мелкие за счет поверхностного натяжения. Через реальную ситуацию: вот волны, вот корабль, и объяснить, что такое полярность молекулы, что такое поверхностное натяжение, что такое гидрофобность, как устроена волна", - рассказал ТАСС участник экспедиции, научный журналист Григорий Тарасевич.

Экспедиция будет состоять из пяти этапов, участники будут меняться. По завершении похода осенью 2024 года в Москве будет работать выставка "Технология открытий", где будут представлены экспедиционный карбас, фотографии, фильм, собранные в ходе экспедиции материалы.

Проект "Мангазейский морской ход" проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Политехнического музея, Музея Москвы, Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова и министерства культуры Архангельской области.