Андрей Максимов - о том, почему назначение новых руководителей театров должно порождать как можно меньше вопросов
Вот тебе и здрасьте... Только я на страницах любимой "Российской газеты" подвел итоги уходящего театрального сезона, как случились новые театральные назначения, не обратить внимание на которые невозможно. Вы, конечно, понимаете, что я о смене худруков в нескольких московских театрах. Кто кого где сменил, всем известно. И мой рассказ не об этом. Но о тех проблемах, которые новые назначения обнажили.
Вы можете себе представить, что в чемпионате страны по футболу - или по хоккею - один тренер руководит двумя командами? Абсурд! Не может быть! Болельщики помнят, какие дискуссии разворачивались вокруг проблемы: может ли человек тренировать одновременно клуб и сборную.
В нашем "театральном чемпионате" такое оказалось возможным. Как всегда, новым назначениям предшествовали слухи: мол, если нынешний худрук Театра на Малой Ордынке возглавит Театр сатиры, то значит эти театры объединят. И "Табакерку", мол, объединят с "Современником"... Ничего подобного! Люди будут возглавлять два театра.
Мы не претендуем на то, чтобы что-то решать, - тогда неминуемо возникнет хаос. Но мы хотим, чтобы назначение новых руководителей театров порождало как можно меньше вопросов
В свое время, когда великий Табаков руководил МХТ и созданной им "Табакеркой", - это было исключение. Теперь тенденция, однако. Видимо, "скамейка запасных" худруков уменьшилась до предела, или руководство московской культурой просто не хочет рисковать, вот и ставит на место руководителей людей проверенных? Мы не знаем ответа на этот вопрос. И не узнаем. И вот это самое печальное.
Только самый уж ленивый деятель театра не говорил о том, что театральный зритель - это есть действующее лицо. Без зрителя театр становится бессмыслен. Это банальность другими словами: абсолютная правда. И тогда возникает вопрос: почему до нас, зрителей, не доводят логику назначения новых руководителей театров?
Ведь в конечном счете эти назначения вершатся для того, чтобы зрителям было интересно. Для нас, сидящих по ту сторону рампы, делаются. Но при этом, увы, остается куча вопросов.
Назначения случились настолько громкими и во многом неожиданными, что за ними как бы затерялось одно слияние: Центр Мейерхольда присоединили к театру "Шалом". Вопроса два: почему и зачем?
Я помню, как Валерий Владимирович Фокин создавал Центр Мейерхольда именно как экспериментальную площадку. Центр таким и оставался. Теперь площадки не будет. Почему? И зачем присоединять именно к "Шалому", который очень интересно начал новое существование, ему бы продолжать... При чем тут Центр Мейерхольда? Может, и при чем, но никто не объясняет.
Про Богомолова ходили настойчивые слухи, что после неожиданного ухода Франдетти он возглавит "Ленком". Сразу возникал вопрос о судьбе нынешнего директора Марка Варшавера: два таких медведя вряд ли бы ужились в одной берлоге. Даже в день назначения некоторые мои коллеги предполагали приход Богомолова в "Ленком". И вот - Театр Романа Виктюка. Хочется понять логику.
У Театра Романа Виктюка есть своя эстетика. Она может нравиться, может - нет, но она существует. Богомолов сообщил, что театр будет обновляться. Куда? Как? Даже теоретически не ясно.
Владимир Машков стал директором "Современника". Директором замечу, а не худруком, потому что театром нынче руководит худсовет. Понятно, что Машков пришел строить театр, и с этим назначением я лично связываю самые большие надежды. Но тогда - почему директор? Будет ли продолжать работать худсовет? Будет ли назначен еще и главный режиссер? Или Машков станет единоличным лидером-директором? Непонятно.
Сергей Газаров и Евгений Герасимов оба строили театры. И тут выяснялось, что Газаров делал это настолько неудачно, что его сняли с должности худруков Театра сатиры. А Евгений Герасимов настолько удачно, что его не только оставили худруком Театра на Малой Ордынке, но еще и назначали руководить Театром сатиры, к которому, напомню, присоединен Театр Джигарханяна. И вот мне хочется понять: что, с точки зрения руководства московской культуры, не так делал Газаров и блестяще получалось у Герасимова?
Не то, чтобы сомневаюсь, что дело обстоит именно так, я просто хочу понять критерии. Вообще, мне кажется, вопрос про критерии очень важный. Машков, Богомолов и Герасимов настолько хорошо руководят своими театрами, что им вполне можно вручить еще по одному коллективу. Прекрасно! Как говорил наше театральное всё, а именно Станиславский: "Верю!". Но критерии каковы? Хотелось бы понять...
Прецедент, когда нормой становится: один руководитель - несколько театров, довольно серьезный. На самом деле он абсолютно меняет театральную картину. Вопрос: будет ли он распространяться и дальше?
Зритель - полноправный участник театрального процесса
Например, Сергей Безруков много лет успешно руководит Московским губернским театром. В свое время ему даже пророчили место худрука МХТ... Но - нет. Мне как зрителю интересно: почему ему не предлагается второй театр? Может быть, он сам не хочет? А может быть, критерии подвели? Вопрос - какие?
Абсолютно своеобразный, ни на кого не похожий "Модерн" строит Юрий Грымов. Он доказал, что умеет строить театр. Может быть, он тоже должен руководить чем-нибудь еще?
Как будут работать вновь назначенные худруки - увидим. Пока же хочется пожелать всем нам большей открытости. Зритель, действительно, полноправный участник театрального процесса. Мы не претендуем на то, чтобы что-то решать, - тогда неминуемо возникнет хаос. Но мы хотим, чтобы назначение новых руководителей театров порождало как можно меньше вопросов.