Екатеринбургу не хватает зеленых насаждений
По итогам 2023 года Екатеринбург признан одним из самых зеленых городов-миллионников в стране. Но самих жителей такие успехи в рейтинге удивляют: по ощущению, растут в мегаполисе в основном не деревья, а небоскребы.
Позеленел за счет окраин
Среди городов-миллионников по количеству зелени Екатеринбург занимает второе место. К такому выводу пришли специалисты "Терра Тех", анализируя спутниковые снимки. На зеленые насаждения в столице Урала приходится 31 процент городской площади - больше только в Перми. Почти 2,5 тысячи гектаров парков, скверов, бульваров и прочей зеленой красоты - по 16,6 квадрата на каждого жителя (при норме для крупного города 10 квадратных метров). Мегаполис окружен лесами - такое счастливое соседство в прямом смысле позволяет нам дышать.
Впрочем, даже самая вдохновляющая статистика не может заменить реальную зелень. Если жители окраин оценивают озеленение очень высоко (72,9 процента положительных оценок), то в центральных районах этот показатель снижается до 46,2. И это не удивительно. Городской центр местами превращается в бетонные джунгли, в которых из зелени - только окраска автобусов.
По возможностям озеленения Екатеринбург проигрывает многим областным центрам. Нам сложно конкурировать с камскими просторами Перми, многокилометровой набережной и необъятным Струковским парком Самары. Шедевр ландшафтной архитектуры парк Галицкого в Краснодаре и 37 гектаров Заельцовского парка в Новосибирске - у нас просто нет столько места.
Однако в 2010 году одним росчерком пера Екатеринбург превратился из самого тесного миллионника в четвертый по площади город России. Благодаря присоединению предместий с огородами плотность населения в одночасье уменьшилась в 1,5 раза, а зеленых островов на карте города стало много больше. На реальную ситуацию в районах плотной застройки это, разумеется, не повлияло.
Плата за комфорт
В центре каждый метр золотой, и все же не стоит списывать нехватку здесь зелени только на жадность предпринимателей. Мы хотим жить близко к центру, работать неподалеку, пользоваться современной инфраструктурой. Комфортная жизнь современного мегаполиса требует новых и новых площадей, транспортные потоки - расширения дорог и создания парковочных мест. Крытые остановочные комплексы, площадки для детей и воркаута, лестницы с пандусами - любое благоустройство съедает метры городской площади. Для зелени просто не остается места.
И это лишь видимая часть айсберга: под землей - сплошное сплетение труб, кабельных каналов, дренажных систем, над которыми запрещено сажать деревья. То есть для значительной части города традиционное аллейное озеленение сегодня в принципе недоступно.
Некому стричь тополя
Проблемы возникают даже там, где ограничений на посадки крупных деревьев вроде бы нет. Тополь, некогда главное дерево города, заменяют другими породами. И дело не только в пухе. С одной стороны, тополь неприхотлив, быстро растет, дает огромную зеленную массу. С другой - очень дорог "в обслуживании". Дерево быстро разрастается, нуждается в стрижке как минимум раз в два года. В масштабах Екатеринбурга это огромный объем работы, требующий финансовых и кадровых ресурсов.
А кадров не хватает. Например, муниципальный "Зеленстрой" работает практически на пределе, на пике сезона вынужден привлекать студентов и временных работников. В 2024 году планируется высадить 1624 дерева, и каждое требует полива и подкормки до двухлетнего возраста. Плюс 24 837 квадратных метров цветников. Только посадка занимает 20-25 дней, а дальше - уход и полив до начала осени. То же и у других фирм-садовников. Стричь тысячи тополей некому, поэтому в перспективе они останутся только в парках.
Постаревшие тополя надо бы заменять другими лиственными породами, но в дело вмешивается "волшебный" уральский климат. Средняя температура в Екатеринбурге всего на 2 градуса ниже московской, но для лиственных это очень много. И не все решения, успешно применяемые в центральной полосе, подходят для наших условий. Но их упорно пытаются внедрить, тратя на это немалые деньги.
Профессор УГЛТУ Татьяна Сродных четвертый год изучает со студентами новые виды деревьев и констатирует: практически все они в плохом состоянии.
- Даже видовой клен, который в Москве растет как сорняк, у нас не хочет. В дендрарии есть экземпляры высотой 15 метров, им по 30 лет, но там за ними ухаживают. Поэтому в парках их можно пробовать, но на улицах пока нет. Или липа: мы всегда высаживали мелколистную, а сейчас привозят крупнолистную да декоративные формы, которые еще более капризны, - рассказывает ученый.
По ее словам, ассортимент пород должен быть устойчивым, долговечным и декоративным. Поэтому рекомендация исследователей такова: опираться на виды, которые себя давно зарекомендовали, а новые следует изучать несколько лет и только потом "выпускать" в город.
Паркуйтесь на газонах!
Кстати, даже плотная городская застройка может быть вполне зеленой. Новые подходы успешно используют и за рубежом, и в России, например контейнерное озеленение: растения высаживают в массивные ящики, установленные на асфальте. Их можно разместить даже там, где сеть коммуникаций исключает любые посадки - такие контейнеры есть на улице Вайнера, в Банковском переулке. Конечно, этот вид озеленения не может конкурировать по объему и экологической емкости с зеленой массой аллейных деревьев, но все-таки создает эстетику, зеленые островки в море стекла и бетона. Для мегаполиса это огромный плюс.
Мировой тренд - вертикальное озеленение. Красиво, интересно, большая зеленая площадь, возможность скрыть старые, невзрачные здания. В Казани, например, девичий виноград часто даже не поднимают на опоры, он сам заплетает все доступное пространство. В проекты новых жилых комплексов все чаще закладывают зеленые крыши и стилобаты. Решения не из дешевых, зато обеспечивают компромисс: земля используется для коммерческих целей, при этом сохраняется площадь для зелени и общественных пространств.
В тесную городскую среду идеально вписываются и экопарковки. По сути, это газон, накрытый жестким каркасом, на который опираются колеса, не повреждая траву. Серая скучная парковка превращается в обширное зеленое пространство. Современные технологии позволяют сделать зелеными даже пожарные проезды, и это уникальный екатеринбургский опыт, заинтересовавший российских и даже зарубежных специалистов.
- Мы делаем усиленные покрытия и высаживаем, например, горизонтальный можжевельник. Он растет немного вверх, а потом начинает стелиться. Такое покрытие выдерживает нагрузку три тонны на колесо, через полторы-две недели после проезда техники можжевельник полностью восстанавливается. То есть, обеспечивая проезд пожарным, мы не забираем у жителей зеленую среду, - рассказывает Юлия Сорокина, управляющий собственник компании Urban Green.
Озеленение современного мегаполиса требует новых идей, отработки новых технологий. Силами группы архитектурно-ландшафтных компаний в районе Макаровского моста строится первый в Екатеринбурге водно-ландшафтный парк. Для жителей города здесь будет новая прогулочная зона, а для исследователей - экспериментальная площадка для отработки семи зеленых технологий. Если они покажут себя хорошо, их распространят в городе.
Не свое, но наше
Впрочем, энтузиазма ландшафтных дизайнеров явно недостаточно. Ушли в прошлое времена, когда задачи озеленения решались централизованно, на уровне муниципалитета - в его ведении только территории общего пользования. На частных землях все зависит от собственников и управляющих компаний. И если при возведении жилья бизнес- и комфорт-класса уже на этапе проектирования закладывают качественное озеленение, то с домами экономкласса сложнее. Насаждения предполагают дополнительные затраты, которые лягут на плечи покупателей, и без того обреченных на пожизненную ипотеку.
Не лучше ситуация и в старом жилфонде. В рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" государство выделяет много денег на благоустройство, но, чтобы их получить и сделать свой двор красивым, нужна инициатива самих жильцов. Необходимо подготовить пакет документов: проектное решение с визами инженеров, проектировщиков, юристов, смету и протокол общего собрания, ее утверждающий. От 10 до 20 процентов расходов оплачивают жильцы, остальное - государство. Просто? Однако с инициативой снизу и тем более желанием тратить личные деньги часто не складывается. Так, в Екатеринбурге в программе на 2024 год только 17 дворов.
Интересно, что жители вроде бы понимают проблему. В ходе нашего опроса 72,3 процента заявили, что готовы сами взяться за лопату, чтобы сделать городскую среду лучше. Хотя бы на словах согласны на небольшие затраты по озеленению своего двора, улицы, ближайшего сквера 28,1 процента жителей. Но на деле массового энтузиазма не видно.
Вообще в озеленении как нигде востребована инициатива. Для жителя мегаполиса крошечный скверик у дома порой важнее огромного лесопарка на другом конце города. А такие зеленые островки часто не имеют никакой юридической защиты. Например, прославленный сквер Джавахарлала Неру до 2019 года вообще не существовал официально. Так и двор, в котором выросли несколько поколений детей соседних домов, по документам вполне может оказаться пустым пространством, где завтра построят торговый центр или офисник. Чтобы этого не произошло, территория должна быть официально признана общедомовой собственностью жителей. Ежегодно 3-5 "островков" получают такой статус. Возможно, процесс пойдет быстрее, если жители микрорайонов сами проявят инициативу, не дожидаясь, когда в их сквере загудят бульдозеры.
Кто за сквер?
Озеленение Екатеринбурга носит ситуационный характер. Вроде план развития города есть, но опыт показывает: в популярном сквере в любой момент может начаться строительство. Опять оживилась и точечная застройка, и противостоять этому может только организованное, сплоченное сообщество.
Активисты, которые деятельно ратуют за озеленение, и профессиональные ландшафтные дизайнеры - зачастую мечтатели. Превратить набережную в сплошную парковую зону, сделать зелеными все городские мосты, озеленить мусорные полигоны, создать топиарные точки и много других идей можно было бы реализовать, если сменить вектор. Аргумент вроде того, что большая часть территории города - частная земля, собственник которой сам принимает решения, несерьезен. В любом миллионнике так. Но где-то власти взяли курс на превращение территории в экологичную среду для жизни, а где-то нет. Пока любой пустырь и промплощадка автоматически идут под застройку, пока во двор жилого дома разрешается втиснуть еще одну "свечку", а пластмассовая скамейка важнее сиреневого куста, не будет никакой комфортной среды.
Плотная городская застройка - наследие, от которого Екатеринбургу не уйти. Но если с внедрением новых технологий зеленый бизнес справится сам, то для изменения нормативной базы, требований к новому строительству, корректировки зеленых регламентов, контроля проектирования и исполнения проектов необходимы властные усилия. А чтобы чиновники их предпринимали, необходима инициатива и постоянный прессинг со стороны жителей и бизнеса. Тогда вздохнем свободно.