Право на память
Сохранение исторической памяти не только проявление уважения к славному прошлому страны и поколениям предков, которые ее собирали, строили и защищали. Это — гарантия единства народа и суверенитета государства. Давно известно: мост в будущее можно построить только из камней прошлого. Казалось бы, совершенно очевидная истина. Однако сегодня на Западе решили эту память у людей отобрать. Решили и успешно претворяют задуманное в жизнь. Чудовищная практика информационной и образовательной лоботомии превращает многих в существа, про которых принято говорить: «Память как у аквариумной рыбки». Ужасно, другого слова не подберу, что таких на закатной стороне света с каждым годом становится все больше и больше…
Таков навязанный и принятый ими цивилизационный выбор. Но мы-то должны помнить слова великого ученого и гуманиста Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим».
Именно поэтому, именно сегодня, когда мир балансирует на кромке глобальной войны, нам необходимо вспомнить уроки истории, ведь тех, кто их не выучил, она — суровый экзаменатор — жестко и даже жестоко заставит повторить. Не раз уже бывало…
Хотелось бы напомнить, чем это заканчивается: позорной скамьей подсудимых — Нюрнбергом, Токио, Хабаровском.
Первый из трибуналов, и по времени, и по значимости — Нюрнбергский процесс, признал агрессию тягчайшим уголовным преступлением и как уголовных преступников наказал немецко-фашистских нелюдей, виновных в подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн.
Продолжением Нюрнберга стал Токийский процесс — суд над японскими военными преступниками.
Продолжением этих трибуналов стал Хабаровский процесс над группой бывших военнослужащих японской армии, затеявших производство бактериологического и химического оружия. Извергами, с легкой руки которых, хладнокровно уничтожали и пытали людей, проводили над ними ужасающие опыты.
Главный урок этих «судов народов» заключается в напоминании всем нам о страшной трагедии, грозившей всему миру, о подвиге наших соотечественников и других объединенных наций, о значимости решений состоявшихся судов для миллионов судеб человечества. Обвинительные приговоры на этих процессах подтвердили, что террор и агрессия, направленные против мирного населения, никогда не остаются безнаказанными.
Для того же, чтобы подобное не повторилось, была основана Организация Объединенных Наций, в тот же год Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека.
Впервые в истории установлением самой большой юридической силы стало положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Однако очень скоро эти ценности оказались под угрозой. Мы стали свидетелями того, что тема защиты прав человека нередко оказывается инструментом политического, экономического и гуманитарного давления на оппонентов: ее пытаются использовать для манипулирования общественным мнением. В зарубежной практике последних лет наметилась крайне опасная политика двойных стандартов, подмены понятий и даже отмены основы самоидентификации людей — исторической памяти.
В свое время авторы Всеобщей декларации особо делали акцент на том, что разум, совесть, воля и мораль — основа прав человека. Убрать из этого уравнения совесть и мораль — означает нарушить всю систему ценностей, сломать концепцию прав человека, что мы сейчас воочию и наблюдаем на Западе.
Совесть, упомянутая во Всеобщей декларации, была предохранителем от возвращения к идеологии нацизма, расового, национального превосходства, бесчеловечной практики колониализма.
Сегодня эта «культура отмены всего», в том числе и совести, стало оружием, направленным против нас. Без совести Запад и его подельники легко скатываются в нацистскую выгребную яму, отменяя русскую культуру, русский язык, намеренно создавая в своих обществах невыносимые условия для наших соотечественников, для всех и всего, что связано с понятием «Россия». Без совести нет памяти и Запад готов чествовать нацистских пенсионеров-преступников, поддерживать любое людоедское движение, лишь бы это отвечало его сиюминутным политическим целям. Он готов поощрять убийц и убивать. То есть отнимать основополагающее право человека — право на жизнь. Вот и получается, что, по существу, без совести, без памяти нет прав человека.
Коллективный Запад пытается пересмотреть не столько политические, сколько мировоззренческие итоги Второй мировой войны, исказить, да и просто отменить историческую правду.
Нужно понимать, что все современное мироустройство базируется на официально юридически подведенных итогах Второй мировой войны. Это решения, принятые на Ялтинской и Потсдамской конференциях, отчасти — конференции в Сан-Франциско, а также на Нюрнбергском и последующих трибуналах над нацистскими преступниками. Именно они обеспечили нам почти 80 лет относительного мира на планете.
Поэтому сохраняя наше историческое прошлое, мы защищаем саму жизнь и мировоззренческую основу современной системы защиты прав человека.
Не случайно именно по инициативе России Генеральная Ассамблея ООН ежегодно принимает резолюцию «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Трудно, но необходимо будить людей от розовых снов современных массмедиа, заставлять их вспомнить прошлое, ужаснуться, даже испытать боль… Это — страдание во благо. Ведь как говорили еще античные врачи: «Боль — сторожевой пес здоровья». Все это для того, чтобы задумались. И сделали хоть что-то, чтобы не повторить прошлое в будущем. Это особенно важно нам. Особенно сегодня — на крутом повороте истории России.
Как точно сказал в своей инаугурационной речи Президент России: «Сегодня, по сути, мы держим ответ перед нашей тысячелетней историей, перед нашими предками. Предыдущие поколения россиян брали, казалось бы, недоступные высоты, потому что на первое место всегда ставили Родину. Знали, что достичь по-настоящему больших целей можно только вместе со своей страной и со своим народом. И создали мировую державу — наше Отечество, добились таких триумфов, которые вдохновляют нас и сегодня».
Для этого и реализуются такие проекты, как социальные акции «Забота о ветеранах», викторины для детей и молодежи на тему «Никто не забыт, ничто не забыто», встречи с теми, кто несет в себе историческую память: ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла.
Такие проекты — воплощенная в дела преемственность поколений. Их участники заботятся о ветеранах, занимаются благоустройством мемориальных мест, поиском пропавших без вести. Молодым поколениям они дают возможность услышать «голос Истории», понять, какими людьми были их предки.
На нас же — правозащитные институты — ложится ответственность за продвижение и защиту в полном объеме прав участников СВО и членов их семей. Тех, кто без преувеличения находится сегодня на передовой битвы за наше прошлое, настоящее и будущее.
Сегодня государство на федеральном и региональном уровне приняло беспрецедентные меры социальной поддержки наших защитников и членов их семей. Не буду перечислять все, от специальных выплат и квот на прием в вузы до кредитных каникул. В этом направлении приложены огромные усилия, но, к сожалению, не всегда и не всеми чиновниками эти меры поддержки предоставляются в срок и качественно. Отмечу, что благодаря поддержке Президента РФ, Правительства и парламентариев при нашем участии эти проблемы удается решать эффективно и без волокиты.
В нашей поддержке нуждаются и люди, вынужденные покинуть территории новых регионов, нашедшие убежище и кров в различных областях нашей страны. Россия не бросила своих по крови и духу. Совместными усилиями уполномоченные по правам человека продолжают защищать их права — с тем, чтобы предусмотренные для них меры поддержки осуществлялись в полном объеме. Считаем, что этим мы тоже вносим свой вклад, в том числе в сохранение исторической памяти.
Скоро придет 22 июня. Самый длинный в году День памяти и скорби. Наше прошлое, которое, как это ни страшно, повторяется на рубежах нашей России. Во многом это случилось потому, что слишком у многих на Западе, где так любят поминать права человека, отшибло историческую память. Вот и получилось, что под разговоры о «правах и свободах», с их благословения и непосредственной помощи, у людей отбирают главное право — на жизнь.
Поэтому считаю, что было бы совсем не лишним и справедливым дополнить Всеобщую декларацию прав человека «правом на историческую память». Возможно, это могло бы помочь уберечь человечество от настоящего, рукотворного конца света, который за последние годы приобрел пугающие контуры.