Армянской железной дороге – 130 лет: вехи рельсовых переправ
Армянским железным дорогам – 130 лет. Они были заложены еще в Российской империи. Об истории рельсовых переправ рассказывает корреспондент «МИР 24» Армен Осипянц. Город Гюмри. История Армянской железной дороги начинается отсюда. В 1896 году стартовало строительство ветки Тифлис-Александрополь, так тогда назывался город. Три года спустя сюда прибыл первый поезд.
Сегодня из Гюмри в Ереван ежедневно перевозят тысячу пассажиров и многочисленные грузы. В городе действует главное локомотивное депо, где ремонтируют электровозы со всей страны. Здесь же находится одна из кузниц железнодорожных кадров – государственный технический колледж.
«У нас обучаются по направлениям «Организация и управление перевозками», «Автоматика, механика и связь на железнодорожном транспорте», «Обслуживание подвижного состава», «Железнодорожное строительство», – рассказала заместитель директора Гюмрийского государственного технического колледжа Меланья Бадоян.
В конце XIX и начале XX веков железнодорожные коммуникации были частью Закавказской железной дороги. С установлением советской власти железные дороги продолжили развиваться. Свой вклад армянские железнодорожники внесли в годы Великой Отечественной войны.«По территории советской Армении шел один из путей ленд-лиза. Когда немцы кошмарили в Атлантическом океане, маршрут через Иран и Закавказье становился основным», – рассказал пресс-секретарь Южно-Кавказской железной дороги Рубен Грдзелян.
В советский период в Армении были построены новые здания Ереванского и Гюмрийского вокзалов. В середине 50-х в республике началась электрификация железной дороги, и сегодня контактная сеть покрывает всю протяженность путей. Большим испытанием стал 1988 год. Спитакское землетрясение нанесло сильный урон железнодорожной инфраструктуре севера страны.
«В течение трех дней мы восстановили движение поездов, и основная часть грузов шла по железной дороге. Доставляли стройтехнику, вагоны-домики, товары первой необходимости, перевозили военных и спасателей», – поделился председатель Совета ветеранов Армянской железной дороги Левон Акопян.
После распада Союза Армянская железная дорога лишилась поставок техники и деталей, закрылись основные маршруты грузовых и пассажирских перевозок. Дороги работали на износ. В госбюджете не было средств, власти решили передать сектор в концессионное управление российской Южно-Кавказской железной дороге.
Южно-Кавказская железная дорога начала восстанавливать и модернизировать путевое хозяйство, парк подвижного состава, повышать качество сервиса, уровень безопасности перевозок и их объем.
«С 2019 года мы начали обновлять наш парк электропоездов. Вот этот поезд ЭП2Д – один из новых, всего у нас четыре таких электропоезда», – рассказал начальник дирекции пассажирских перевозок Южно-Кавказской железной дороги Грант Микаелян.
Сегодня Армянские железные дороги осуществляют местные перевозки и международные – в Грузию.