Выставка «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган» открылась в Пакгаузах
Выставка «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган» (6+) открылась в Пакгаузах. Посетители могут увидеть полотна Кустодиева, Репина, Васнецова, Маковского, Грабаря, Кандинского, Бакста и других знаменитых художников XIX – XX веков. Проект призван рассказать, как в живописи отражён феномен ярмарки, и многие его экспонаты напрямую связаны со знаменитой нижегородской достопримечательностью. Произведения на выставку предоставили более тридцати государственных и частных собраний России. Среди них – Русский музей, Третьяковская галерея, Эрмитаж, Музей Пушкина, а также региональные музеи Екатеринбурга, Казани, Астрахани, Самары, Омска, Саратова, Ярославля и других городов. Пятнадцать работ предоставил организатор проекта – Нижегородский художественный музей. Шаляпин Первым посетителей у входа на выставку встречает знаменитый «Портрет Фёдора Шаляпина» Бориса Кустодиева. У этого двухметрового полотна удивительная история. Великий бас пришёл к тяжелобольному художнику (у Кустодиева была опухоль спинного мозга), прикованному к кровати, чтобы уговорить его сделать эскизы декораций и костюмов к опере «Вражья сила», которую Шаляпин собирался ставить в Мариинском театре. Кустодиев, несмотря на болезнь, согласился. А заодно попросил Фёдора Ивановича ему попозировать: в богатой шубе. «Уж больно шуба хороша, приятно будет её написать», – сказал художник. Шаляпин поморщился: «Хороша-то хороша, да краденая…» «Как краденая?!» – удивился Кустодиев. «Спел я концерт в Мариинском, а вместо платы деньгами предложили мне шубу. Пошёл магазин, а там всё… вы ведь знаете лозунг «Грабь награбленное»… Надо бы мне вообще эту шубу не брать, а я, экий мерзавец, выбрал самую лучшую…» – рассказал Шаляпин. Кустодиев рассмеялся: «Вот мы её, Фёдор Иванович, и увековечим на полотне. Ведь как оригинально: и певец, и актёр, и шубу свистнул!».Работа над полотном шла два года, художнику приходилось писать портрет по частям, полулёжа, с помощью специально разработанного устройства, позволяющего наклонять холст до нужного положения. А потом Шаляпин выкупил портрет и в 1922 году увёз за границу, в эмиграцию во Францию. А Кустодиев написал для себя уменьшенную копию. Оригинал портрета хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми, которых Кустодиев также написал на портрете, в дар Ленинградскому театральному музею и вот – приехал в Нижний. Бурлаки Дополняет картину тружеников работа «Бурлаки, идущие вброд» Ильи Репина – один из вариантов его знаменитых «Бурлаков на Волге». Именно они тащили по реке на ярмарку грузы. Это полотно Репин создал в пору ученичества в Императорской Академии художеств, и именно оно принесло ему первую известность. Картине предшествовало множество натурных этюдов, привезённых художником из двух путешествий по Волге. Тогда же подающий надежды молодой Репин получил заказ великого князя Владимира Александровича, который спустя три года приобрёл эту картину. Многие были недовольны содержанием произведения, обвиняя художника в антипатриотичном взгляде на действительность, в гиперболизации происходящего. Но это не помешало Репину приобрести всероссийскую славу. Макарий Желтоводский Другой жемчужиной выставки стало каноническое изображение покровителя нижегородской Ярмарки — знаменитая икона, изображающая Макария Желтоводского. Созданная выдающимся русским иконописцем Симоном Ушаковым в 1661 году она отразила строительство Макарьевскго монастыря, у стен которого и проходила ярмарка до перенесения её в Нижний Новгород. Кстати, виды ярмарки, монастыря и Нижнего Новгорода занимают целый зал, показывая, как менялся образ города. Можно увидеть на выставке и Печёрский монастырь, в котором Макарий принял постриг. Актёры Особое внимание уделили авторы проекта театральной истории ярмарок. Тут представлена «Комната Петрушки» Александра Бенуа, которую он рисовал специально для балета Дягилева. Здесь же – портреты актёров, балерины, кучера, торговки бубликами и другие работы из огромного цикла, посвящённого ярмарке. Это настоящая галерея образов того времени. Оборванный актёр, греющиеся у самовара, – один из десятков героев громадного полотна «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади» Маковского. Эту картину не зря называют живописной историей Масленицы. Глядя на неё, можно представить, как праздновали её несколько веков назад. Рядом с Зимним дворцом расположился балаган с Петрушкой. На него, затаив дыхание, смотрят простые горожане. Здесь же – торговцы чаем, сбитнем и пирогами, голодные нищие, которые надеются хоть в честь праздника получить подаяние. На контрасте построена и очень трогательная картина «По канату» – одно из лучших произведений яркого художника второй половины XIX века Леонида Соломаткина. На фоне сумрачного неба и тёмных деревьев хрупкая девочка-циркачка в голубом платьице балансирует на канате, рискуя каждую минуту сорваться в толпу любопытствующих зевак. Купцы На выставке представлена целая галерея купеческих образов, которых так любили, иногда по финансовым соображениям, писать русские художники. В том числе и знаменитый цикл, созданный Кустодиевым. Волевые, уверенные в себе, глубокие люди, они производят очень сильное впечатление. Например, портрет «Купчиха, пьющая чай» Кустодиева. На самом деле картина написана с Галины Адеркас, баронессы древнего клана XIII века. Она была соседкой Кустодиева в Петрограде и охотно согласилась позировать мастеру. В то время Галина училась на первом курсе медицинского факультета и в реальной жизни выглядела младше и миниатюрнее. Очень ярок «Портрет Ивана Морозова», созданный Константином Коровиным. Он написал его в 1903 году, в сложный для Морозова период, когда он потерял брата Михаила и решил поддержать и продолжить его дело коллекционирования. Одним из его консультантов и стал Коровин, близко к сердцу принявший его утрату. Морозова он изобразил с его знаменитой усмешкой, но в то же время с грустью во взгляде. Есть здесь и необычный экспонат – большой рекламный щит «колбаса-ветчина», при взгляде на который хочется срочно купить все изображённые на нём вкусности! Посетить выставку можно до 25 августа. Философия А завершают выставку картины философской направленности. «Натюрморт со свечой» Ивана Хруцкого, в котором сочные яблоки, виноград и долька лимона в прозрачном стакане с водой – символы изобилия и счастья, контрастируют с горящей свечой в бронзовом подсвечнике – символом смысла человеческой жизни. А рядом картина неизвестного художника начала XIX века «Купец и Смерть», показывающая, что никакие сокровища не унести с собой в могилу… Впрочем, в целом выставка оставляет оптимистичное впечатление – как яркое ярмарочное зрелище. Экспозиция, несомненно, станет одним из главных событий года в Нижнем, который он проводит в статусе Культурной столицы России.