Петербург разберется с чудаками на электросамокатах
Петербург наигрался в самокаты, захлебнувшись в статистике травматизма. Теперь власти прогонят СИМ с узких тротуаров и заставят компании кикшеринга платить в городской бюджет адекватные и соразмерные налоги. Губернатор Петербурга Александр Беглов, выступая 14 мая в БКЗ «Октябрьский» с ежегодным отчетом, признал, что внесения изменений в ПДД и признания СИМ транспортными средствами недостаточно. И назвал принципиальные решения, которые намерен воплотить в жизнь с помощью депутатов Госдумы.
Соглашения вне закона
Петербург с первых лет работы кикшеринга заключил соглашения с компаниями проката о правилах работы в городе. А после внесения изменений в ПДД установил более жесткие ограничения для самокатчиков: максимально разрешенная скорость — 20, а не 25 километров в час, а в некоторых локациях — 10. Тридцать зон в городе закрыли для передвижения на СИМ, среди них центральные площади и набережные Невы. Но этого, признал глава города, недостаточно.
«Проблемы возникают, город большой. Приезжает много гостей, и многие управляют самокатами в нетрезвом состоянии. Что хорошего, когда по тротуарам летит с непонятной скоростью тот или иной, скажем, чудак?» — заявил Беглов.
Не устраивает его и что сами компании кикшеринга не зарегистрированы в Петербурге и не платят никаких налогов в городскую казну. Зато они бесплатно занимают тысячи локаций для парковки СИМ во всех районах города.
По мнению градоначальника, нужно в ближайшее время инициировать изменения в федеральное законодательство: «Надо наделить Петербург полномочиями определять зоны и характер ограничений для СИМ. Установить в числе требований наличие статуса налогового резидента России. Мы не знаем, где они зарегистрированы. А должны быть — в России. И в Петербурге. Также нужно организовать платные парковочные места и запретить движение по тротуарам и площадям», — заявил Беглов.
Напомним, что, по статистике за 9 месяцев 2023 года, в России число ДТП с участием СИМ выросло почти на 216 процентов, чем за тот же период годом ранее, — больше 2,6 тысячи случаев. 31 человек погиб. Петербург со 172 ДТП занял третье место по аварийности после Москвы и Тюменской области, где зафиксировано 665 и 184 случая соответственно.
Курицы безногие
О необходимости законодательного регулирования самокатов уже говорили и в Смольном, и в петербургском парламенте. Зампред комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков сообщал, что в 2024 году кикшеринговые компании разместят в Петербурге около 48 тысяч самокатов и упоминал о планах дальнейшего урегулирования разрастающегося рынка.
Депутат Заксобрания Петербурга Алексей Цивилев считает, что самокаты вообще крайне вредны. Из-за них человечество разучится ходить: «В мире семь миллиардов куриц. Но только миллиард из них бегает. Остальные, выращенные на корм, переломают ноги, если их поставить на землю. То же самое произойдет с людьми, если они будут только ездить. Электросамокаты позиционируют как «транспорт последней мили». Так вот будет лучше, если эти полтора километра люди будут преодолевать пешком».
Но если запретить самокаты сегодня невозможно, то, считает Цивилев, должен быть отдельный федеральный закон о СИМ по аналогии с документом о такси. Вместе со Смольным его разработка уже ведется. Внести законопроект в Госдуму, по оценке депутата, можно уже в эту весеннюю сессию.
Назревшие решения
В новом законе нужно установить перечень полномочий по регулированию запретных зон СИМ для городов федерального значения — Москвы, Петербурга и Севастополя. А также дать ряд иных полномочий регионам, исходя из их особенностей.
Чиновники и депутаты считают реальным требование к компаниям кикшеринга быть налоговыми резидентами России. Сложнее будет заставить их открывать юрлица непосредственно в регионах, где они работают. А вот платить за аренду городской земли, на которой паркуются самокаты, им придется, так же как платят за парковку автомобилей частные лица и каршеринг.
Что касается ограничений проезда по тротуарам, то депутаты и чиновники не столь категоричны. Они считают, что глава города имел в виду узкие тротуары, которых много в исторической части Петербурга. Ограничить на них движение можно и сегодня, но вместе с улицами, закрыв для СИМ по периметру целый квартал. Другая проблема — запрещающие знаки, которые сегодня действуют только до следующего перекрестка. Чтобы не завешивать ими весь город, с Минтрансом обсуждается идея расширенного действия таких знаков. Как это будет выглядеть на практике, пока не понятно, хотя принципиальное согласие федерального ведомства есть.