«У нас было во много раз страшнее»
Накануне майских праздников в Курске прошли гастроли Донецкого республиканского академического молодёжного театра (ДРАМТ). Артисты из Донбасса представили спектакль «Шахтёрская дочь». Это сценическое воплощение поэмы Анны Ревякиной о событиях 2014 года на Донбассе. И автор, и артисты труппы пережили их в родном городе. Спектакль поставил Максим Жданович, музыка – композитора Сергея Волженцова. Основано на реальных событиях Главная героиня спектакля – 20-летняя Мария. Защищая родной город, погибает её отец. Мария принимает решение занять его место на передовой и становится снайпером. Поэму «Шахтёрская дочь» Анна Ревякина написала в 2016 году. – Материал мы взяли в работу в конце 2021 года, – говорит генеральный директор, художественный руководитель ДРАМТа Владислав Слухаенко. – Премьера должна была состояться 27 марта 2022 года, но с началом СВО часть коллектива ушла на фронт по мобилизации. К материалу вернулись уже после вхождения ДНР в состав России. Мы получили доступ к возможностям, который даёт Фонд Президентских грантов. Грант включает в себя издание книги Анны Ревякиной «Шахтёрская дочь», а также постановку и показ спектакля в 30 городах. В постановке участвуют 30 человек – актёрский и технический состав. Премьера спектакля состоялась в Новочеркасске. Гастроли дончан уже прошли в Ставрополе, Невинномысске, Кропоткине и Ростове. Далее – Москва, Серпухов, Орёл, Брянск, Курск. Продолжение гастролей запланировано на май и сентябрь. Исполнительница роли Марии Валерия Аршинова родилась и выросла в Донецке. Она говорит, что даже в самые трудные времена не хотела уезжать из родного города – здесь любимая работа, родители. – Мы играем спектакль в разных регионах России, в том числе на Севере и в Крыму, – говорит Валерия. – Особенно остро воспринимают события люди, чьи родные – бойцы СВО, о которых говорится в спектакле. Но иногда после спектакля спрашивают, неужели в Донецке было так страшно. Нет! У нас было во много раз страшнее. Например, моё совершеннолетие мы отмечали без света, снаряд упал где-то рядом. Позже мы научились визуализировать звуки вокруг. И сразу представляешь, что будет, если снаряд попадёт в крышу или в стену. Иногда чувствуешь смерть совсем близко. Бывает страх, когда хочется вдавиться в пол всем телом, исчезнуть. Трагедия противостояния коснулась и семьи актрисы: погиб муж её племянницы. – Когда погибают настолько хорошие люди – это очень горько, – вздыхает девушка. – Мы до сих пор живём с болью, которая, наверное, никогда не пройдёт. Прилёты, а значит, и опасность в Донецке постоянно. В двух остановках от моего дома стояло четырёхэтажное здание. Теперь его просто нет – снаряды прилетели. Против нас используется очень страшное оружие – мины-лепестки. Это такие маленькие зелёные штучки, на которые ты наступаешь и тебе разрывает ногу. А они летом в траве не видны. Они могут упасть с дерева, если зацепились. У нас много пострадавших подростков и стариков. Это война против мирных граждан. Но жизнь не остановилась. Люди продолжают работать, любить, растить детей. Дети играют на площадках. Люди Донецка очень сильные. Мы стали ещё ближе друг к другу, стали добрее. Премьера за пределами Донбасса Премьерный показ спектакля «Шахтёрская дочь» состоялся в феврале 2024 года в Новочеркасске: из-за постоянных артобстрелов массовые мероприятия в Донецке были запрещены. Да и сейчас они разрешены с серьёзными оговорками. – С февраля месяца нам разрешили работать на ограниченное число зрителей – до 100 человек, – поясняет Владислав Слухаенко. – Столько людей в случае артобстрела сможет спрятаться в подвальное помещение нашего театра. Тем не менее на ближайшие спектакли в Донецке билеты молодёжного театра уже проданы. В том числе и на детские. Пока новые регионы России не видели «Шахтёрскую дочь». – Масштабные декорации, особые требования к звуку и свету подразумевают большую площадку, какой нет ещё пока даже в Мариуполе, – говорит организатор гастролей Роман Смотров. – Жители Донецка увидят спектакль 12 мая. Накануне, 11 мая, Донбасс будет праздновать 10-летие образования Донецкой Народной Республики. Декорации, действительно, впечатляют. На сцене – мирный Донецк. Восстановлен облик городской квартиры. Мы видим обгоревшую мебель. Город оцеплен колючей проволокой – знак того, что мирных людей отрезали от всего мира. На переднем плане – столбы с фонарями. Это символ того, что все стали пленниками, которых враг хочет уничтожить. Над городом кружат вороны… Актёр Артём Чумачок работает как кукловод. Ворона – двигающуюся куклу-марионетку – сделали мастера в Подмосковье. И он специально обучился кукловождению. – Сначала конструкция была гораздо проще, – говорит Владислав Слухаенко. – Столбы с фонарями не предполагались. Был только интерьер квартиры. Позже мы приобрели столбы. Это придало спектаклю особую остроту. Основные декорации сделаны из обычной мебели. Она обжигалась вручную. Таких обгоревших домой много и в Донецке, и в Макеевке. Много брошенного жилья. Парадокс – цена на жильё в этих краях такая же, как в Ростове. И это при том, что нарушен баланс спрос-предложение. Многие люди уехали, оставив жильё. Один из самых острых моментов спектакля – гибель солдата, ровесника Марии. Он – враг, и девушка-снайпер убивает его. Она не может отогнать от себя мысли, что он «мог бы мне стать братом бесшабашным, другом и даже ближе». – У нас есть семьи, где отец и сын воюют по разные стороны, – рассказывает Валерия. – У моих дальних родственников, которые жили в Харькове, такое произошло. Один из них ушёл в ВСУ по призыву и вынужден был воевать на той стороне. Война заставляет страдать всех Автор поэмы, по которой поставлен спектакль, напоминает: Донецк – город миллиона роз. – В 1971-м году Донецк был признан ЮНЕСКО самым зелёным промышленным городом мира, – говорит Владислав Слухаенко. – Розы высажены на площадях в клумбах. Коммунальные службы работали даже в самые опасные моменты. И сейчас продолжают. Работает и ботанический сад. Там и сегодня выращиваются саженцы. А ещё у Анны Ревякиной есть такие стихи: Все, кто пережил наше первое военное лето, Помнят, какими пустыми Были проспекты и улицы. Рядом с театром оперы и балета Двое суток металась хромая рыжая курица. Около синагоги, под окнами кабинета моего юриста, Поселилась холёная перепуганная чау-чау… Это описание реальных картин на улицах города, реальных событий. Была и курица, и брошенная собака. Это стало массовым явлением. – Люди уезжали, их можно понять, – говорит Валерия. – Тут себя бы спасти! Ведь это был ад на земле. В связи с войной природа стала ближе к городу. – По дорогам могли бегать фазаны, появились лисы, зайцы, – рассказывает Владислав Слухаенко. – Масса оставленных хозяевами собак и сейчас бегает по городу, собравшись в стаи. Стерилизовать их просто не хватает мощностей. Многих животных спасают волонтёры. Валерия Аршинова создала много разных образов в спектаклях и для детей, и для взрослых. Маша в «Новогодних приключениях Маши и Вити», Блоха в «Левше», Ассоль в «Алых парусах», Варя в «Вечно живых». Но к Марии-«шахтёрской дочери» у актрисы отношение особое. – Роль мне интересна и близка, – говорит Валерия. – Я чувствую свою героиню. Мне очень понравилась поэма – текст, слог, мне было очень легко его запомнить. Я понимала, что я должна донести до зрителя. Девушка пошла мстить за своего отца, чувство ненависти захватило её настолько, что она перестала быть собой. А на войне надо оставаться человеком. Полноправным героем спектакля является и музыка. Используется много известных произведений, а также написанных специально для спектакля. Автор музыки – Сергей Волжинцев. На сцене Валерия исполняет песню Виктора Цоя: «Мама, мы все тяжело больны». – Вначале мы хотели взять современное произведение, – говорит исполнительница главной роли. – Но, услышав «Кино», поняли – должна звучать именно эта песня. Костюмы художника Юлия Ковалёва напоминают фундаментальные каменные статуи: прямые, чёткие, графичные линии. Мария – в белоснежном платье, поверх которого грубый серый плащ. – В мирное время Мария прекрасна, она несёт добро в этот мир, – делится своим восприятием Валерия Аршинова. – Грубый плащ – символ того, что война убила в ней женщину. Теперь она воин. Её чувства, эмоции – только злость, агрессия, ненависть. Иногда первый ряд очень приближен к сцене. Я вижу реакцию зрителей. В Белгороде пожилая женщина вытирала слёзы, когда я пела. Я поняла: в этот момент она чувствует то же, что и я. Мы постоянно боимся за своих близких. Мои подруги не могут отпустить ребёнка одного даже на площадку во двор. Они всегда рядом с детьми, всегда прислушиваются. Я очень переживаю за своих родителей. Как жить, если с ними что-то случится? За себя страшно в моменте, когда ты соприкасаешься с этими событиями. А за родителей – постоянно. Мои мама и папа попадали под обстрелы. Мама – в первый месяц СВО, она работала в магазине, где огромная стеклянная витрина. В здание напротив прилетел кассетный боеприпас, снаряд, из которого вылетает очень много металлических частиц, чтобы пострадало как можно больше людей. Витрина упала, мама едва успела пригнуться, осколки пролетели над её головой. После этого ты не можешь нормально жить, понимаешь, что смерть где-то рядом, что ты просто от неё убегаешь. КСТАТИ Сегодня в основе репертуара театра – русская классика. Сейчас идёт процесс запуска Пушкинской карты. А значит, среди зрителей будет больше школьников. – Занятия в школах Донбасса сейчас идут и в дистанционном, и в реальном форматах, – говорит Владислав Слухаенко, – в зависимости от района, в котором находится школа. Решение о том, как будут учиться дети того или иного класса, принимают родители. Стали проходить и выпускные. В 2022 году выпускных не было. Когда выпускалась моя дочь, даже аттестаты в школе не вручали – она находилась в зоне обстрелов. Завуч проживает в безопасном районе. Она забрала аттестаты домой, родители приезжали и забирали их под роспись. Елена ГАМОВА Фото Александра МАЛАХОВА