Соборяне. Мирославово Евангелие. Славянская Духовность
Перед спектаклем в фойе Театра им. Фёдора Волкова зрители могли собственноручно полистать огромный фолиант весом более 9 кг, в деревянной обложке с кожаным переплётом. Прикоснуться к православной святыне, хоть и факсимильного издания, можно было только в белых перчатках. Шедевр кириллической письменности 1180 года впечатлил высокой художественностью исполнения. Богатый декор древней рукописи, выполненный неизвестными мастерами, восхищал живописными миниатюрами, причудливыми орнаментами, покрытыми "златом". Заказчиком "сияющего Евангелия" был сербский князь Мирослав на заре становления независимого сербского государства. Его племянник, будущий святой Савва Сербский принёс Евангелие на гору Афон и основал там монастырь Хиландар, где более шести с половиной веков хранилась рукотворная святыня. Об удивительных фактах неоднократного спасения манускрипта и роли России в его сегодняшнем существовании, о неразрывной связи сербской и русской истории с большой любовью к "герою" выставки, "Мирославову Евангелию", рассказывала автор проекта Евгения Стрига. "В начале было слово. И слово было Бог". "Мирославово Евангелие" - Божье слово - давало укрепление веры и силы духа православному народу, боровшемуся несколько веков с османским игом. Спектакль "Соборяне" о монахах-праведниках, сберегающих свою веру в шаткие времена неверия, защищающих её, кто как может, размышляет на темы, требующие от нас духовной концентрации и честности. Вопросы нравственно-этической опоры на православную веру, осмысление связи настоящего, прошлого и будущего - эти сложные задачи стояли перед создателями постановки и зрителями, воспринимающими авторский посыл Лескова. Слова Ломоносова "Народ, не знающий своего прошлого, не имеет своего будущего" - созвучны выставке и спектаклю. Оба фестивальных проекта делают общее дело: напоминают, что через возвращение духовности обретается внутренняя сила нации. Эмоциональному проживанию зрителем диалога прошлого и настоящего в спектакле Агуреевой способствует музыка Валерия Воронова, выступающая полноценным участником действа. Камерный ансамбль "Солисты Москвы" и дирижёр Юрий Башмет восседают на заднике сцены, облачённые в светлые рубища, будто ангелы. В ангелов превратятся почти все действующие лица повествования, в финале перейдя в мир иной: протоиерей Туберозов (Илья Шакунов), его жена Наталья (Полина Агуреева), священник Захария (Максим Литовченко), дьякон Ахилла (Алексей Вертков), Плодомасова (Наталья Егорова), карлик (Марк Бурлай). Светские роли сыграли: Дмитрий Высоцкий, Александр Андриенко, Анатолий Просалов, Варвара Насонова, Антон Лызо, Александр Хохлов, Павел Комаров. Спектакль "Соборяне" - совместный проект Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета и Московского драматического театра имени Н.В. Гоголя. "Соборян" уже оценили театралы Москвы и Сочи, посетившие фестивали Юрия Башмета. Ярославская премьера собрала аншлаг и встретила неравнодушный приём ярославцев. Именно в древнем Ярославле, храмовой столице, была обнаружена древняя рукопись "Слова о полку Игореве" - наш культурный код. Сербская рукопись "Мирославова Евангелия" прибыла на берега Волги, чтобы продемонстрировать культурный код другого славянского народа. Эти факты, отражающие высшую духовность, переплелись в сознании людей, посещавших события фестиваля. Лесковские "Соборяне" концептуально объединили эти значимые символы, подсознательно выстроив одно целое. Об этом заявил генеральный директор Русского концертного агентства Дмитрий Владимирович Гринченко журналистам на пресс-конференции XVI Международного музыкального фестиваля.