Странную «Алису» под Beatles, Высоцкого и Маргулиса поставил Театр Образцова

В Театре кукол имени Образцова идёт самая необычная премьера «Алисы» - главным героем стал рок-музыкант Евгений Маргулис. Постановка спектакля «Алисы в стране чудес» больше похожа на квартирник в кругу друзей и это не удивительно. С первых минут спектакля стало понятно, что Маргулис в нем не актер, а музыкант, который не играет свою роль, а «живет» на сцене свою привычную жизнь.

Странную «Алису» под Beatles, Высоцкого и Маргулиса поставил Театр Образцова
© Свободная пресса

Почему Алис восемь? Прямого ответа на вопрос в спектакле нет, зато есть полное ощущение сна и «параллельной реальности». Декорации спектакля аскетичны ─ диван, микрофон, кабинка звукорежиссера и полки с пластинками. Музыкант записывает песню, вдохновляется старой пластинкой, с неё-то все и начинается. Маргулис на диск проигрывателя ставит пластинку с песнями Владимира Высоцкого к радиоспектаклю «Алиса в Стране чудес», а на сцене появляется не одна, а целых восемь Алис. Они принимают музыканта за Белого Кролика и вместе с ним отправляются в путешествие, где встречают Герцогиню, Червонную Королеву, Гусеницу, Чеширского кота.

Шляпник, шахматы, музыка и клиповое мышление. Персонажи Кэрролла чудесным образом трансформируются в знаковые фигуры попкультуры, как и положено в культурном бессознательном. Гусеница, которая дает Алисе совет держать себя в руках, подозрительно похожа на Боба Марли. Зрители слышат и известные композиции знаменитых британских и американских рок-групп. Rolling Stones, The Doors... Герои много болтают, чаще всего о времени, о том, что мы его убиваем, «а время очень не любит, когда его убивают».

Кэрролловские афоризмы здесь получают новые смыслы - в новом времени и в новой реальности. Скажем, сегодняшний человек не столько удивится, сколько согласится с тезисами: «нормальных не бывает», «если в мире все бессмысленно, то, что мешает выдумать какой-нибудь смысл».

Разумеется, много музыки: Генри Пёрселл, The Beatles, Высоцкий. Звучат и песни Маргулиса разных лет: «Про себя», «Пусть она станет небом», «До свидания, друг»...

Стоит отметить великолепное художественное оформление спектакля. Так, благодаря нажатию одной клавиши, сцена театра кукол превратилась в метро, а затем перенесла всех в сказочный лес, где ни на минуту не задумываешься о подлинности всего происходящего.

В финале, конечно же, хэппи-энд: куклы, Кэрролл и рок-н-ролл вернут музыканту вдохновение, вытащив его из экзистенциальной норы и депрессий по поводу уходящего времени. Но, иногда очень важно отправиться в подобный сон, чтобы воплотить в жизнь всю увиденную сказку.

Спектакль начинается с ... программки. К премьере спектакля в Театре Образцова выпустили специальную программку - пластинки в конверте. На одной - автографы создателей постановки и QR-код - он ведет на сайт, где можно послушать музыку из спектакля, написанную Геннадием Лаврентьевым, на втором «винил» и наклейки с цитатами из сказок Кэрролла. Обязательно загляните в буфет театра, где вас будет ждать наивкуснейший, ароматный чай, который подадут в «авторском» стаканчике. «Прошу всех, не искать в нашем спектакле двойного дна. Как в советское время, знаете, - а что они хотели сказать своими песнями?! Получайте удовольствие, расслабьтесь, отличный спектакль, отличные актеры, музыка... Кайфуйте!», - сказал Евгений Маргулис после премьеры.