"Надо что-то делать" — спектакль режиссера Павла Ващилина

Спектакль подавался как «театр абсурда». Спорить о том, так это или нет, я не буду. Тем более, что прошли почти сутки, а я до сих пор не понял, что же посмотрел. Варианта три: Режиссер сознательно довел количество треша до такого уровня, что это стало нереально круто. Режиссер просто поставил очень плохой спектакль по еще более плохому тексту, а уже я, привыкший видеть во всем только хорошее, накрутил себе, что в постановке что-то есть. Режиссер поставил гениальный спектакль, который я оценил в лучшем случае процентов на 80. И сколько ни думаю над этим, ответа не вижу. Начать с того, что подбор актеров просто безупречный. Что скрывать, грешит иногда пространство «Внутри» очень слабыми актерами, но уж точно не в этом случае. Наличие в афише одной только Елизаветы Орловой – уже гарантия качества. И она была действительно безупречной, разнообразной, яркой. Петь, правда, не очень хорошо умеет, вокальный номер с музыкальной точки зрения слабенький, но с точки зрения энергетики и самоотдачи удался на отлично. В этом году у нее ужа была мощнейшая роль в «Молодости» (театр Наций) – здесь вторая – гораздо более разнообразная. А Орлова же играла не одна. Все были на очень высоком уровне. А раз, режиссер взял хороших актеров, они согласились играть в его постановке, и он позволил им раскрыться – это вроде как показатель того, что перед нами профессионал. Пойдем дальше. Само содержание постановки пересказать не просто. Начало вроде банальное. Семейная пара заезжает в дешевый номер в провинциальном отеле. Жена-трудоголик (Янина Колесниченко) пилит непутевого мужа (Георгия Ковалева), что он лентяй и засматривался на красавицу в фиолетовом платье. Муж убивает жену ножиком, кладет на кровать. Но она продолжает имитировать, что она работает. В номер заходит женщина в фиолетовом платье (Елизавета Орлова), которая рассказывает о том, какой у нее замечательный муж, страдающий дислексией. Затем приходит и этот самый муж (Илья Козырев). Спустя некоторое время Янина Колесниченко встает с кровати и обнаруживает, что она уже замужем за Ильей Козыревым, а Георгий Ковалев уже муж Елизаветы Орловой. И все это не взаправду. Так им велел режиссер. Они же в театре. Затем следует несколько музыкальных номеров (от «Чикаго» до «Звуков Музыки»), после чего разыгрывается несколько пародийных сценок на классические советские фильмы («Ирония судьбы», «Москва слезам не верит»). После чего умершая жена на время возвращается с того света, хочет вернуть себе своего старого мужа и поговорить с ним, он возвращается, она высказывает ему в жесткой форме все, что она о нем думает, после чего все лежат на большой кровати, и Илья Козырев под фонограмму песни ABBA "The Winner Takes it All" читает перевод текста шведского квартета. В общем, это еще раз доказывает, что между драматургией абсурда и графоманией очень тонкая грань, и где заканчивается одно и начинается другое, каждый выбирает сам. (Я лично так и не смог понять, что же там написал автор текста (или либретто, или пьесы, или что он там написал) Иван Андреев. Может, это действительно гениально, а может, и нет.) Поэтому драматургу пенять не буду. С одной стороны переходы, между сценами достаточно невнятные (и на драматургию абсурда тут не списать), с другой стороны — история-таки рассказана. Слоган спектакля: «Секреты семейного счастья от несчастливых». Раскрыта ли эта тема? Да, конечно. Раскрыта. Очень хорошо раскрыта. Не на уровне инструкции, не на уровне истории, а на уровне эмоций, ощущений. При моем количестве походов в театр невнятная постановка забывается еще до поклонов. А тут послевкусие не проходит. И от актерской игры, и от ярко выстроенных мизансцен. Даже не самые лучшие вокальные данные Елизаветы Орловой (да простит она меня) — сработали. Хорошо сработали. С точки зрения построения мизансцен – тут полный коктейль и компот. От подчеркнутого реализма до буффонады и трэша. И делалось это явно не оттого, что режиссер искал себя, а вполне сознательно. Все в кучу, каждый выберет из кучи сам, что ему по душе. И, судя по громким овациям, залу зашла вся куча (мне, кстати, тоже). Единственное, что можно сказать точно – автор не любит группы «Наутилус Помпилиус». На протяжении всего спектакля герои смотрели на радиолу, стоящую на сцене. Смотрели и смотрели. А песня «Наутилуса» - «Радиола стоит на столе» так и не зазвучала. Натуральное преступление!!!Все остальные вопросы – остались без ответов. Так что буду благодарен, если вы мне подскажете. Если вы не поклонник классического театра, где все по полочкам, - тогда собирайтесь и идите в Пространство «Внутри» - смотрите, делитесь впечатлениями. Может быть, вы сможете дать однозначный ответ – гений ли Павел Ващилин (как режиссер этого спектакля), или наоборот? У меня мнения на эту тему все еще нет. Но эмоции остались. Много эмоций. Притом исключительно положительных.

"Надо что-то делать" — спектакль режиссера Павла Ващилина
© Ревизор.ru