В конце апреля на Новой сцене Мариинского театра состоялся мировой дебют Хиблы Герзмавы в партии Адрианы Лекуврер. После премьеры оперная дива рассказала ТАСС о подготовке к роли, молодежи на спектаклях, музыкальном фестивале в Абхазии, премии "Онегин", новом конкурсе вокалистов и концертмейстеров и о том, чему она учит своих студентов.
— Хибла Леварсовна, 27 апреля на сцене Мариинского театра вы впервые исполнили партию Адрианы Лекуврер в одноименной опере Франческо Чилеа. Как приняла премьеру публика? Каким был для вас путь к этой роли?
— Когда в жизни певицы появляется новая партия, она готовится к ней тщательно, скрупулезно. В моей творческой жизни Адриана Лекуврер — очень важный этап. И пришла я к ней только после "Тоски" и "Нормы"— это было последовательное движение вверх, ступенька за ступенькой.
Я счастлива, что Валерий Абисалович [Гергиев] пригласил меня в Мариинский театр сделать эту грандиозную партию. Она многогранна и богата как музыкально, так и драматически — с точки зрения актерского мастерства здесь есть что показать. 27 апреля у нас была прекрасная премьера! Я поздравляю всех моих коллег и хочу выразить признательность дирижеру Кристиану Кнаппу и нашему концертмейстеру Ирине Соболевой. Для меня это был мировой дебют, и, кажется, у нас получился чудесный спектакль. Я всегда с особенным трепетом выхожу на сцену Мариинского, я очень люблю этот театр, эти стены.
— Какая публика сегодня приходит на оперу? Меняется ли она со временем?
— Я не знаю, как у других, но на мои спектакли и концерты приходит очень изысканная публика, которая знает, зачем она пришла и что она хочет услышать и увидеть. В Петербурге замечательная, теплая публика. Когда выходишь на сцену филармонии и видишь полный зал — это счастье. В Мариинском театре в вечер премьеры зрители аплодировали стоя, что тоже очень приятно. Много молодежи пришло. Им это интересно, и это прекрасно, что молодой зритель тоже есть в оперном искусстве.
— Расскажите о вашем фестивале "Хибла Герзмава приглашает…". Когда он состоится в этом году? Какой будет его география и какие сюрпризы готовите для зрителей?
— Нашему фестивалю "Хибла Герзмава приглашает…" уже 22 года, и в этом году — я не очень хочу раскрывать сейчас секрет — у нас будет грандиозный гала-концерт 15 и 16 июля в Сухуме. В центре города у драматического театра будет открытая площадка, как и в прошлом году. Фестиваль проходит каждый год, приезжают именитые музыканты с замечательной программой. И в августе будет джазовая часть — мы с Олегом Аккуратовым споем нашу потрясающую программу с песнями 40–70-х годов.
— Это будет в Сухуме?
— Это все будет в рамках фестиваля — в Сухуме и Пицунде. А то, что готовится в июле, — пока секрет, мы расскажем обо всем попозже. Пусть это побудет интригой.
— А как насчет других городов?
— Вообще у нашего фестиваля исторически сложилась обширная география: он и в Европе, и в Америке был, мы пели и в Карнеги-холле, и в Музикферайн, и в Санкт-Морице, и в Мариинском театре, и в Москве в Концертном зале имени Чайковского, и в Большом зале консерватории. В этом году у нас после Абхазии будет продолжение в Большом зале Московской консерватории. Сейчас в планах Москва и Абхазия.
— Вы упомянули Олега Аккуратова и джазовые программы. Не секрет, что вы очень любите джаз. Что готовите для зрителей на этом творческом направлении?
— Мы с Олегом записали диск. У нас будут винил и диск с нашими красивыми, уютными песнями. Это наши семейные песни. Нашу программу очень полюбили, и мы каждый год поем ее в Москве. Я надеюсь, что мы еще привезем ее в Петербург. И на абхазский фестиваль она тоже поедет.
— В 2021 году вы стали президентом национальной оперной премии "Онегин". Какие новшества появились за это время и какие, возможно, появятся в этом году?
— Еще до того, как я стала президентом, мне казалось, что если приходить в эту премию, то нужно сделать и привнести много нового. Мы из Михайловского театра перешли в Мариинский театр — для меня это очень важный шаг, и спасибо большое Валерию Абисаловичу Гергиеву за то, что он взял нас под свое крыло. И он стоит за пультом, когда мы поем гала-концерт, когда мы поздравляем наших уважаемых певцов и других лауреатов.
Потом их солисты участвуют в концерте лауреатов. Мы обязательно их поощряем. У нас есть очень много талантливых номинантов. Иногда есть солисты в оперных театрах, которые оставались незамеченными, — а мы их заметили, пригласили, и их услышали дальше.
И для меня, конечно, важно, что эта премия уже любима петербуржцами. Мне хочется привнести много интересного в музыкальном плане. Например, 18 мая у нас будет гала-концерт в "Зарядье" — премия "Онегин" будет гостить в Москве. Потом мы планируем поехать по России.
— Планируются ли новые номинации?
— У нас есть определенные номинации, которые уже сложились, но мы всегда стараемся придумать что-то новое.
— Сейчас идет прием заявок на Международный конкурс вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмавы. А буквально несколько недель назад победительница конкурса Ольга Маслова выступала в Париже вместе с легендарным Пласидо Доминго. Что молодым певцам и пианистам дает участие в этом смотре и почему этот проект важен для вас лично?
— Для меня очень важным этапом в жизни было создание конкурса вокалистов и концертмейстеров. Почему концертмейстеров? У каждого певца должен быть свой концертмейстер, и их, конечно, нужно воспитывать. У нас есть сильнейшая фортепианная школа, которая готовит прекрасных концертмейстеров, — поэтому конкурс приглашает певцов и концертмейстеров, а не только одних певцов.
Оля Маслова, лауреат нашего конкурса, обладательница первой премии, — абсолютная гордость. У нее есть все, что нужно для большой мировой карьеры. Те же слова можно отнести к Леше Кулагину, который получил Гран-при конкурса.
Что я жду от конкурса? Личностей. Мы ждем ярких молодых людей, в которых много потенциала и которые могли бы привнести новое в оперное искусство, в камерное искусство. И конечно же, хочется таким ребятам помочь, поддержать. Мы даем им возможность выступить в первых театрах страны и дальше подписать контракт с оперным или концертным агентством. Сейчас Олечка Маслова вместе с Лешей Кулагиным подписали контракты, они работают с Алессандро Ариози (оперным продюсером, владельцем агентства Ariosi Management — прим. ТАСС) — это прекрасное начало карьеры.
— Ожидаете ли большого числа заявок на конкурс в этом году? (Их будут принимать до 1 августа 2024 года, очный тур состоится в январе 2025 года в Москве.)
— Я очень надеюсь на то, что второй конкурс вызовет еще больший интерес, чем первый, привлечет молодых певцов и концертмейстеров не только из России, но и из других стран. У нас международный конкурс, и в прошлый раз было очень много заявок — порядка 800, география — от Франции и Китая до Бразилии и ЮАР. Конкурс проводится раз в два года. Почему мы не делаем его каждый год? Я считаю, что конкурс должен нарастить состав участников, собрать за эти два года как можно больше новых ребят, которые были бы готовы поучаствовать.
Я очень благодарна Президентскому фонду культурных инициатив за поддержку. У нас прекрасный призовой фонд — 13 млн. Я убеждена, что молодым исполнителям нужно помочь и материально, и дать такой шанс и такой толчок, чтобы они пели и в Большом театре, и в Мариинском, и в нашем Театре Станиславского и Немировича-Данченко, и на других самых авторитетных площадках.
— Вы являетесь доцентом Московской консерватории, готовите новую плеяду вокалистов…
— Я доцент московской консерватории уже девять лет. У меня большой вокальный класс, в котором учатся чудесные, прекрасные девочки — очень разные, очень старательные. Одна из девочек — лауреат конкурса и уже солистка театра.
— Помимо секретов профессионального мастерства, есть ли какие-то жизненные правила — назовем их правила Хиблы Герзмавы, которые вы передаете своим ученикам?
— Любить музыку в себе. Служить музыке. И обязательно любить тех людей и быть очень добрым человеком по отношению к тем, кто приходит тебя послушать. То, что я говорю всегда своим девочкам на мастер-классах, на уроках, — обнять звуком! Обнять, чтобы человек понимал и чувствовал любовь и доброту. Чтобы передать зрителю ощущение прекрасной музыки и ощущение объема в прекрасной музыке.