"Любовь правит миром!". Интервью с актёром и поэтом Сергеем Троицким
Сегодня в проекте #встречисавтором очаровательный брюнет, лицедей и мастер облекать романтические чувства в стихи - Сергей Троицкий . В сентябре прошлого года он перебрался в наш город и пополнил ряды артистов "Пятого театра". Актёрскую стезю он выбрал более 15 лет назад. Чуть дольше его сопровождает поэзия. В интервью "Омск Здесь" Сергей Троицкий рассказал, кто нашёптывает ему стихи, почему переехал из Новосибирска в Омск, а "Первый театр" поменял на "Пятый", с чем не готов мириться и на какие слова всегда щедр. - Сергей, как поэзия появилась в вашей жизни? - Поэзия для меня хобби. Я начал писать совсем маленький, наверное, лет в семь-восемь, это были детские, простые, наивные стихи. Тогда я что-то чувствовал и это записывал. Более осознанное творчество стало появляться, наверное, лет в 13, тогда я стал писать, пытаясь упорядочить свои мысли. - Как вы относитесь к своим поэтическим творениям? - Для меня стихотворение как ребёнок, которого ты родил, создал. Поэтому всегда очень с большой любовью отношусь к своему творчеству, хотя и считаю, что, чтобы получилось одно хорошее стихотворение, надо написать десять так себе. А поэзия для меня и дар, и проклятие одновременно. Дар, потому что я получаю удовольствие от того, что пишу. Это возможность и способ сублимировать то, что происходит в жизни, выражать свои внутренние переживания. А проклятие - потому что, когда не пишу, я себя очень корю за это, прям ругаю. Терзаюсь, мол, надо сесть и написать. Это занимает много времени, хотя слова и появляются откуда-то сами. Как правило, вдохновение приходит вечером или ночью, и ты не спишь - сядешь в полночь, закончишь в четыре утра. Но иногда пишу стихи, стоя в очереди в магазине, или пока еду на работу. - А что вдохновляет на творчество? - Как правило, прекрасная половина нашего человечества. Наверное, 90 % моих стихов посвящены теме любви, любви к женщине. Иногда бывают шуточные стихотворения, и я всегда им очень рад отдельно. Когда вдруг рождается что-то не про любовь, я стараюсь поймать, зацепиться и не потерять что-то интересненькое. Бывает, просто вдохновлён кем-то, например, очень люблю Владимира Высоцкого. - Но есть доля стихотворений этаких демонических. Откуда в вас чертёнок, который заглядывает за материальную сторону жизни? - Не знаю откуда. Наверное, это что-то эфемерное. Вообще, поэзия - это же что-то духовно-душевное, космическое. По крайней мере я так вижу. Это связь с миром, со всем временем, возможность заглянуть туда куда-то, за границы материального, вне пространства, вне эпох. Часто пишешь более бытовые стихи, про что-то окружающее. Но иногда хочется пуститься в таинство мироздания, в прелести природы, во что-то вечное, затронуть внутри себя тему каких-то пазлов мира. - В прошлом сентябре вы приехали в Омск и теперь служите в нашем "Пятом театре", а до этого долгие годы выступали на сцене "Первого театра" в Новосибирске . Почему приняли решение сменить место и работы, и жительства? - Так сложилось, что мы ушли из театра всей труппой, и в "Первом театре" никого не осталось. Началось всё ещё за год до ухода с увольнения всеми нами любимого директора Юлии Чуриловой, которая внесла огромнейший вклад в развитие театра. Именно при ней из театра-студии мы стали молодёжным драматическим театром. Потом получили своё помещение, которого ждали почти 15 лет. Ездили на различные фестивали, лаборатории, театр знакомился с новыми режиссёрами, имена которых известны всей театральной России. Но её убрали, и всё остановилось. Вторым ударом стал "уход по собственному желанию" нашего художественного руководителя и основателя театра Павла Южакова, это случилось весной 2023 г. Корабль остался без капитана, даже без двух. Некоторые ушли ещё до окончания сезона, некоторым во время отпуска пришли "письма счастья" от нового руководства, что их не ждут в новом сезоне. Мы с супругой Ксенией Шагаевской вышли в новый сезон, и мне хватило пяти дней, чтобы понять, что мы не сработаемся с новым руководством, - театра, который мы знали, больше не существует. 7 августа мы написали заявление об увольнении по собственному желанию, с нами ещё двое. Самые стойкие проработали до 22 августа. И хоть "Первый театр" фактически ещё существует, это не наш театр. Для нас "Первый" умер. Так как мы ушли уже в начале сезона, в других театрах Новосибирска уже прошли кастинги и труппы были сформированы. Тогда мы открыли карту России и стали думать… Ксюша родом из Омска, она уехала из него 12 лет назад, поступила в Новосибирский театральный институт, где мы и познакомились. Сейчас у нас трёхлетний сын Лев, и мы подумали, что переехать в совершенно незнакомый город, где нет никакой поддержки, будет трудно, поэтому начали испытывать удачу с Омска, в котором есть бабушка и дедушка. Написали в "Пятый театр", нас пригласили на прослушивание, и, мне кажется, с первых же минут мы нашли общий язык с руководством театра. Так и было принято решение перебираться в Омск. - Как вас принял "Пятый театр"? - Пожалуй, не побоюсь сказать, что это была любовь с первого взгляда. Обоюдная. Мы готовились к прослушиванию, как 12 лет назад на вступительные в театральный институт, даже руки слегка тряслись. Но вместо "Что вы нам почитаете?" нас встретили словами "Проходите, наши гости дорогие из Новосибирска". Это был очень тёплый, радушный приём, мы пообщались, рассказали про прошлый опыт работы, узнали немного о театре и поняли, что хотим поработать друг с другом. Нам дали две недели на переезд, и так мы стали частью "Пятого театра". А сейчас спустя уже почти сезон он стал огромной частью нас. Мы шутим, что за хорошее поведение мы из первого класса перешли сразу в пятый. - А каким вы увидели наш город? Что нравится, а что нет? - Один из самых популярных вопрос, который мне сейчас задают: какой город лучше - Омск или Новосибирск? И я не могу однозначно ответить на этот вопрос. В каждом из них есть свои плюсы и минусы. Омск оказался чище, гораздо чище. А ещё всегда, когда я приезжал к сюда раньше, мне казалось, что в Омске небо шире, больше, насыщеннее, и до сих пор так кажется. Когда Омичи говорят про пробки, я улыбаюсь! В Омске нет пробок, хочу сказать я. Город тише, спокойнее Новосиба, здесь меньше суеты, меньше людей, которые что-то строят из себя и пытаются казаться лучше, ярче, чем они есть. - Какие роли вам чаще всего достаются в спектаклях? - Нельзя сказать однозначно. Я благодарен "Первому", что за восемь лет работы мне посчастливилось сыграть более 40 ролей. Это был многогранный опыт, не планирую останавливаться на достигнутом. - В другом интервью вы говорили, что у вас нет роли мечты, но вы хотели бы сыграть как можно больше разных ролей. Каких персонажей или какие типажи ещё хотелось бы воплотить на сцене? - Да, это правда. Наверное, "роль мечты" - один из самых популярных вопрос актёрам. Я долго думал и понял, что хочу найти в себе как можно больше граней и личностей, посмотреть, на что способен, и сходить в разные стороны своей актёрской природы. Сейчас думаю о том, что хотел бы сыграть трагедию, человека с разрушенной судьбой или потерявшего всё, что у него было. Хочу немного поиздеваться над собой - в хорошем смысле. Ещё бы хотел сыграть что-то героическое, совершить на сцене подвиг. - Давайте представим такие предлагаемые обстоятельства: у вас отобрали поэзию. Что бы тогда произошло? Какой была бы ваша жизнь? - Наверное, я бы очень тосковал и стал более психованным, потому что мне некуда было бы выплеснуть накопившееся. И на самом деле такое было, я сам у себя отбирал поэзию на какое-то время. В феврале этого года был день, в который я написал целых четыре стихотворения. Тогда я ехал в поезде, надо было чем-то себя занять, и они пошли одно за другим. А было и иначе: за 2020 год я написал, по-моему, всего одно стихотворение. Это грустно! Это, скорее, из-за нехватки времени. А иногда, когда делаешь большой перерыв, ты как будто бы теряешь навык. Это не как с велосипедом: если один раз научился, то уже не забудешь. Наверное, если забросить поэзию и забросить надолго, очень будет сложно вернуться к ней. Поэтому не хотелось бы, чтобы у меня её забирали. - То есть для вас умение писать стихи - это как навык, который нужно тренировать, шлифовать? Как часто вы этим занимаетесь? - Если говорить именно о корректировке написанных стихотворений, то я приверженец того, что ничего исправлять не нужно. Я специально этого не делаю, потому что считаю, что, раз оно так пришло в тот момент времени, пусть оно таким и остаётся - где-то с изъянами, неидеальное. Но в тот момент моя душа так увидела, так почувствовала, так подобрала рифму. Но оттачивать умения я по возможности стараюсь. Иногда прям говорю: давай-ка мы сядем и что-нибудь с тобой попишем, дорогой друг. Давай! Про что? Ну, про что-нибудь. Так и приходит слова, а дальше цепляется одно за другое, и возникают интересные смыслы. Бывает, пишу потому, что что-то случилось в моей жизни или настроение подходящее. А бывает, что садишься, начинаешь писать, не зная, куда тебя это выведет. И так порой даже интереснее. - А этот дорогой друг - это кто? - Это кто-то внутри меня, который пишет стихи. И я иногда так к нему обращаюсь. Это какой-то я, который имеет связь с космосом - или откуда он это берёт. Этот дорогой друг мне нашёптывает, а я записываю. - А можете назвать себя сомневающимся человеком? Да, конечно, безусловно. Меня вообще очень часто бросает в прямо противоположные стороны: от какой-то гиперуверенности в себе к совершенному самобичеванию, что я никто, ничто, и вот это всё (стихи, - прим. ред.) ни о чем. Я очень трепетно отношусь к своему творчеству, я всё равно зависим от чужого мнения и боюсь, что кто-то вытрет об него ноги и скажет "Ну что это..?" Поэтому, когда я кому-то отправляю свои тексты, я всегда с замиранием сердца жду обратной связи. И на самом деле я боюсь, скорее, даже не того, что скажут "это плохо", - я боюсь безразличия. Отрицательный отзыв - это всё равно отзыв. Значит, моё стихотворение вызвало в человеке эмоции. А если скажут "ну ничего так" - вот это не очень хорошо. - Насколько я знаю, вы ещё и стендапом занимались. Расскажите, почему решили попробовать себя в этом. - Да, это правда, и занимаюсь по сей день, по возможности езжу в Новосибирск на концерты. Вот недавно, 27 апреля, нашему проекту "Stand Up Первый" (16+) исполнилось два года. Началось всё с того, что при подготовке к спектаклю "Залипшие" (16+) мы проходили курсы стендапа. Это была неделя видеолекций, мы делали различные упражнения, пытались разобраться в специфике жанра и т. д. Уже после премьеры мы с ребятами из "Первого" решили, почему бы не попробовать себя в этом жанре. Кто захотел, написали программы и дали первое выступление. И оно зашло зрителям, мы написали ещё программу - и пошло поехало, как говорится. Вот уже два года стабильно 1-2 раза в месяц проходят наши выступления. - Какие слова находят горячий отклик в вашем сердце? И на какие слова вы никогда не скупитесь? - Говорить жене, что она самая красивая на свете! А вообще, я считаю, что любовь правит этим миром, как бы банально это ни звучало. Поэтому слов любви и восхищения должно быть больше, чем слов ненависти и отчаяния. К моему сожалению, в современном мире комплименты часто воспринимаются с подозрением. А так не должно быть, я считаю, мужчинам нужно почаще восхищаться женщинами, их красотой, обаянием, их магической силой обольщения, заложенной природой. - А чего бы вы пожелали тем, кто тоже пишет стихи или только хочет начать, но чувствует себя не очень уверенно в этом деле? - Пробуйте и пишите! Я тоже стесняюсь, боюсь и терзаю себя, но какое это чудесное чувство, когда ты ставишь точку в последней строчке. Поэтому всем, кто как-то причастен к поэзии или хочет быть таковым, я говорю: пробуйте, пишите, не сдавайтесь, не опускайте рук - найдите в себе силы. Иногда надо заставить, толкнуть себя чуть-чуть, чтобы потом оно само пошло дальше. Увидеть Сергея Троицкого на сцене "Пятого театра" вы можете в спектакле "Яма" (18+), о котором мы писали ранее. Фото: Илья Петров, а также предоставлены героем публикации