Мы приходим в кинотеатр, садимся в кресла и смотрим, как на экране разворачивается очередная история. И за каждой — работа большой команды, где есть не только актеры, режиссеры или сценаристы. В кино — десятки профессий. Именно о них рассказывает выставка «За кадром: Есть что посмотреть», идущая в будущем музее Киностудии Горького. Почему стоит погрузиться в съемочное пространство, можно ли прикоснуться к настоящему режиссерскому пульту, что слышит звукорежиссер, какие новые профессии появляются в киноиндустрии и с чем еще можно встретиться на выставке — в материале «Мосленты».
Выставка «За кадром: Есть что посмотреть» для киностудии Горького — опыт уникальный по многим причинам. Во-первых, на подобный проект ее сотрудники решились впервые, а во-вторых, он создан их собственными руками.
«Когда мы только начали работать над выставкой, стало ясно: сюда невозможно позвать куратора со стороны, даже если он профессионал самого высокого уровня, — поясняет куратор выставки, заместитель генерального директора по развитию новых направлений киностудии Горького Юлия Давыдова. — Здесь нужны были люди, непосредственно погруженные в процесс создания кино. Только это могло гарантировать тот результат, к которому мы стремились».
Получился взгляд на съемочный процесс изнутри, буквально — приглашение для всех посетителей посмотреть в самую его суть, не ограничиваясь некими поверхностными о нем представлениями. По словам Юлии Давыдовой, выставка стала единым пространством и большим рассказом о тех, кто работает над каждым фильмом, но появляется зачастую только в длинных финальных титрах.
«Мы не стали создавать здесь имитацию самой съемочной площадки, — продолжает Юлия. — Это все равно было бы не до конца правдой. Зато те вещи, которые нам удалось собрать, в том числе и самые простые предметы киножизни, помогли нам создать инсталляции, посвященные самым важным этапам создания любого фильма».
Создавая экспозицию, профессионалы киностудии Горького настраивались не только на то, что сюда придут заядлые киноманы. Ориентировались на молодежь, особенно — на подростков и школьников. В мире кино — более 40 разных профессий. Каждый фильм создается не только режиссером, сценаристами и актерами. В этом процессе не обойтись без костюмеров, гримеров, специалистов по компьютерной графике и визуальным эффектам и многих других людей. Создатели выставки надеются, что она привлечет внимание тех, кто сам хочет стать профессионалом киноиндустрии.
«Нам хотелось, чтобы наши молодые, даже юные посетители, увидев те предметы и артефакты, что мы приготовили для них, еще больше заинтересовались кино, — продолжает Юлия. — Любая выставка — это рассказ, история. Если она заинтересует кого-то, кто еще не знает, кем хочет стать в будущем, или утвердит молодых людей в желании попасть в этот мир, значит, наша цель достигнута. Но в любом случае, мы будем считать, что все сделали правильно, если наши посетители получат удовольствие и расширят свой кругозор».
Инсталляции, погружающие гостей в атмосферу съемочного процесса, создавали как из самых современных и новых экспонатов, так и из архивных. В следующем году киностудии Горького исполнится 110 лет. У нее богатая история. Здесь снимали фильмы, впоследствии повлиявшие на весь советский и российский кинематограф, потому и вышло провести линию от прошлого к настоящему. На выставке каждый может посмотреть, как делались раньше и делаются сейчас одни и те же вещи.
В кино все начинается с предпродакшна — этапа подготовки к съемкам. А еще — со сценария. На выставке гостей встречает настоящий вихрь сценарных листов. Текст на каждом — реальный.
«Это копии оригинального сценария фильма «Конец операции “Резидент”», снятого на нашей киностудии режиссером Вениамином Дорманом в 1986 году, — поясняет Юлия. — Можно подойти поближе, рассмотреть, почитать».
Вообще удивительных, жизненных и очень трогательных вещей на выставке множество. Например, тарелка — символ оригинальной российской кинотрадиции.
«На такой тарелке пишутся имена всех, кто принимает участие в съемках фильма, — говорит Юлия. — После первого удачно отснятого дубля ее обычно разбивают. Но нам повезло — у нас тут находится копия тарелки со съемок фильма “Вера”. Это новое прочтение повести Галины Щербаковой “Вам и не снилось…” Он еще не вышел на экраны».
Еще одна важная история про кино — раскадровки, обязанность сделать которые лежит на режиссере. С создателями выставки своими рисунками поделился режиссер Николай Лебедев.
«Он предоставил нам свои раскадровки к фильму “Нюрнберг”, который вышел в прошлом году, — говорит Юлия. — Можно увидеть его рисунки одной из ярких сцен ленты — битвы на скале».
Один из ярких экспонатов выставки — альбом фотопроб к легендарному фильму «Семнадцать мгновений весны». Он полностью оцифрован, так что с помощью специального экрана каждый может его полистать.
«В том числе и благодаря ему мы рассказываем, как проходили кинопробы в советское время и как они проходят сейчас, — продолжает Юлия. — Прежде чем утвердить актера на ту или иную роль, поводят несколько видов проб. Мы говорим о каждом и показываем их отличия друг от друга. А альбом — это наш раритет. Помимо цифрового варианта, здесь есть и оригинал, но он закрыт под стеклом».
В эпоху советского кинематографа такие альбомы были обязательной частью съемочного процесса. «Даже если режиссер уже точно знал, кого он хочет видеть в главных ролях в своей новой картине, все равно делался альбом фотопроб, — говорит Юлия. — Потом его представляли на худсовете, где и утверждали. В таких альбомах есть даже телефоны актеров, правда, давно устаревшие».
В этом пространстве много возможностей для интерактива — практически ко всем предметам можно прикоснуться руками, повзаимодействовать с ними, узнать, как работает различное кинооборудование.
Так, благодаря художнику-постановщику Марии Турской на выставке появилась полностью воссозданная декорация к фильму киностудии Горького «Кукольник» — подростковому триллеру режиссеров Сергея Кузнецова и Романа Амслера. Также в выставочном пространстве можно увидеть настоящий режиссерский пульт, понять, как работает профессиональное световое оборудование, и узнать о новых технологиях компьютерной графики и визуальных эффектов.
«Людмила Гурченко меня так и не простила». Знаменитая актриса — о своих коллегах, деньгах и смерти
Единственное, с чем здесь просят быть аккуратнее, — костюмы. Они не закрыты стеклом, и каждый можно рассмотреть во всех деталях, но руками лучше не трогать. Эти вещи уникальны.
«Одна из самых интересных историй на съемках — это звук, — продолжает Юлия. — Дело в том, что звукорежиссер в кино — человек, который слышит вообще все, что происходит на съемочной площадке. У него есть специальное оборудование, на которое выведены все микрофоны и петлички. Иногда бывает даже так, что люди уверены, что никто не знает, о чем они говорят, но звукорежиссер слышит их. И мы можем дать нашим гостям возможность узнать, как звучит настоящая съемочная площадка».
Через специальные наушники посетители выставки могут услышать звуки со съемок фильма «Золото Умальты» — сибирского вестерна Андрея Богатырева. Создатели выставки уверяют: процесс очень медитативный. Можно полностью погрузиться и слушать очень долго.
Выставка «За кадром: Есть что посмотреть» — часть большой образовательной работы, которую ведет киностудия Горького. Здесь находится молодежное креативное пространство — Кинокампус Горького. Оно позволяет всем, кто интересуется кино и профессиями в кинематографе, попробовать себя в том или ином качестве, выбрать то, что больше привлекает, и получить навыки, необходимые каждому профессионалу киноиндустрии.
«Мы проводим самые разные мастер-классы, у нас есть множество программ и мастерских, — говорит Юлия. — Какие-то из них очень короткие — буквально пять занятий, но есть и те, что длятся до девяти месяцев, то есть полноценный учебный год».
Здесь обучают кинопрофессиям не только офлайн — к занятиям можно подключиться онлайн. А если пока непонятно, какой именно профессии хочется отдать свои силы и время, можно пройти несколько пробных мастер-классов, чтобы сделать осознанный выбор.
«Мы регулярно проводим дни открытых дверей, где подобная возможность есть у всех, — продолжает Юлия. — Также можно попробовать себя в нескольких кинопрофессиях и в рамках нашей выставки — взять программу с экскурсией и мастер-классами и провести у нас весь день».
Киностудия Горького и мастера Кинокампуса надеются, что людей искренне заинтересованных кино и желающих стать частью киноиндустрии благодаря таким проектам будет все больше. Сейчас это особенно актуально, ведь мир меняется, и, к примеру, у актеров уже появились новые возможности, не похожие на классическое представление о работе в кадре. Уже сейчас в Кинокампусе есть курс по VR-мастерству, где исполнительница одной из ролей в российской компьютерной игре Atomic Heart Марина Руденко рассказывает о том, как работать на площадке, когда на экране — смоделированный аватар, чье поведение, мимика и речь полностью зависят от тебя. Фильмов с использованием VR-технологий снято уже очень много. Например, именно так в фильме «Хоббит» Питера Джексона появился дракон Смауг в исполнении Бенедикта Камбербэтча.
Выставка проходит до 12 мая. Все подробности о режиме работы и приобретении билетов можно узнать на сайте Киностудии Горького.