Гастроли петербургского театра открылись спектаклем "Пиковая дама"
Середина апреля порадовала нижегородских театралов большими гастролями. С 11 по 14 апреля театр-фестиваль "Балтийский дом" (Санкт-Петербург) представил на сцене Нижегородского театра драмы пять своих спектаклей. Билеты в кассах были раскуплены задолго до начала, что и неудивительно - с театром нижегородский зритель уже знаком: в минувшем октябре "Балтийский дом" был здесь одним из девяти участников Российского театрального фестиваля имени Максима Горького "Диалог эпох. Время открытий", собравшего более пяти тысяч зрителей. Тогда за спектакль "Душечка" в Санкт-Петербург отправилась и фестивальная премия.
На сей раз уже в гастрольной афише значились пять спектаклей: "Пиковая дама", "НеПлохие парни", "Остров сокровищ", "Счастье мое" и "Семья в подарок".
Начали с тройки, семерки и туза в одном действии: в преддверии юбилейного года А. С. Пушкина "Балтийский дом" предложил сценическую версию по мотивам одного из самых мистических произведений классика - "Пиковой дамы". Режиссер Наталья Индейкина поделилась на встрече с журналистами своей первой реакцией на предложение внимательно присмотреться к идее постановки по Пушкину:
- Я растерялась, на такого уровня автора ведь только молилась. Много было всевозможных вариантов написано, но ни один не казался оптимальным - ведь взять и скопировать текст героев и прямо, что называется, "в столбик" ставить - не вариант. И пришло вот такое решение: в постановке сам Александр Сергеевич как игрок, в постоянных страстях и долгах, ведет бесконечную переписку с Его Величеством Николаем. Пушкин сам говорил, что карты - главное в его жизни, а поэзия - способ осуществлять игру. На мой взгляд, спектакль получился о самом важном - что нет ничего важнее игры, уже в самом широком смысле. Игры как самого способа жить.
Необычная сценография, костюмы - художник Елена Вершинина создала на сцене полупрозрачный черно-белый мир (молодое поколение в зале ассоциативно упоминало киноэстетику Тима Бёртона). Цитаты писем и дневников Пушкина, отрывков повести сопровождались арией из оперы Чайковского "Пиковая дама" - спектакль необычный и запоминающийся. Балтийцы пригласили всех посмотреть его именно на родной сцене, в Санкт-Петербурге, - там особенное сценическое пространство, под которое постановка и создавалась.
Далее были: "НеПлохие парни", комедия по пьесе Марка Камолетти "Боинг-Боинг" (к слову, эта пьеса, включенная в Книгу рекордов Гиннесса за наибольшее количество постановок в мире, знакома нижегородскому зрителю, она идет в местном театре "Комедiя" как раз с оригинальным названием), веселый и красочный детско-подростковый "Остров сокровищ", тонкий и светлый, несмотря на напряженное послевоенное время действия, спектакль "Счастье мое" режиссера Искандера Сакаева (известного нижегородской публике и по работам на сцене местной академдрамы, где с неизменным успехом идут пушкинские "Маленькие трагедии"). А завершились гастроли сказочно-доброй комедией "Семья в подарок" по пьесе Надежды Нушкиной с участием народной артистки России, великолепной Татьяны Пилецкой. Взглянуть на легенду советского театра и кино собралось огромное количество нижегородцев, билеты разошлись буквально в день открытия продаж, а на улице этим вечером, как в добрые старые времена, желающие попасть в зрительный зал интересовались лишним билетиком. И кому-то даже повезло.
Между тем
В эти же даты и не менее тепло труппу Нижегородского академического театра драмы им. Горького принимала и петербургская публика.
Философская притча "Третья правда, или История одного преступления", сценическая "Макбет", жемчужная коллекция из классики русского юмора "Ваш выход!", колоритная семейная комедия "Брачный договор", детский спектакль "Незнайка учится" - все спектакли шли с полными залами и собрали прекрасную прессу.
Кстати, всероссийский гастрольно-концертный план Минкультуры России призван воссоздать единую гастрольную систему страны. План включает две масштабные федеральные программы: "Большие гастроли" (гастроли театров) и "Мы - Россия" (гастроли национальных коллективов). "Большие гастроли" стартовали в 2014 году по инициативе Минкультуры, с 2022 года во всероссийский гастрольно-концертный план органично были включены творческие коллективы ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей. В 2023 году в 89 регионах России состоялись гастроли 277 театров, прошли показы 2474 спектаклей.