Донбасс — главный узел
Я регулярно с 2015 года оказываюсь на Донбассе. Это огромное для меня событие: я последовательно наблюдаю, что происходит с городом, людьми. Донбасс — главный узел, в котором вершится история нашей цивилизации.
Ночлег в Донецке всегда был своеобразным опытом. Круглосуточный звук канонады. И ты привыкаешь к этому, и на второй-третий день звонишь родным в Москву, находясь в относительно безопасном месте, а на том конце связи они приходят в ужас. Сейчас, после освобождения Авдеевки, этого нет. Канонада стихла. Но появились беспилотники.
Я приезжаю сюда каждый год, общаюсь со своими друзьями, в этот раз был оперном театре — на «Богеме». Я вижу ассортимент книжного магазина — Улицкая, Акунин, Сорокин в ассортименте. Почему? Да просто пока не до этого. Атмосфера революционной свободы — в кафе можно курить. А вот успеваемость студентов, как говорят, стала выше: нет ночной жизни со всеми ее атрибутами, больше времени уходит на учебу.
Я всегда посещаю «блошиный рынок» — покупаю подарки для жены, для моей 7-летней дочки Ани. Пудреницы, подстаканники, сережки… И тут же вспоминаю стихотворение Анны Ревякиной — о жизни и поэзии которой мы в Новом Театра выпускаем спектакль:
Вот и платье на мне бабушкино,
А сережки в ушах — сестрины.
Меня дед называет Аннушкой,
Остальные зовут принцессою.
Магнолия цветет на бульваре Пушкина — и снова всплывают в сознании строчки Анны Ревякиной:
А в Донецке цветет магнолия.
Наш Донецк — моя внутренняя Монголия.
Я хожу по нему раскосая.
И ни одного вопроса.
Все ответы здесь.
В этом раю военном.
В этом «раю военном» идет строительство. В Донецке действует принцип, заведенный еще при Захарченко: все, что разрушается, восстанавливается мгновенно. Вот еще ночью здесь был вздыбленный взрывом тротуарный бордюр, а утром трудится бригада, чтобы днем все было, как новенькое. В этом есть что-то символическое. Донбасс воюет не только оружием, но и созиданием. Это сравнимо со Сталинградом, с Севастополем. Это и есть победа.
Наш проект Поэзия.doc объединил нескольких поэтов, связанных с Донбассом, не зависимо от того, родились они там, как Аня Ревякина, были на фронте, как Аня Долгарева, или постоянно выступают там, как Мария Ватутина и Игорь Караулов. Сегодня — вновь актуален документальный театр. Потому что нет ничего важнее, чем отразить сегодняшнее время, которое объясняется не только военными сводками, но созиданием, строительством, обновлением.