"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
На этот спектакль я безуспешно пытался попасть еще с октября. Билетов не было вовсе. Их и сейчас нет, но, подключив все свои связи, все-таки удалось протиснуться в зал, рассчитанный всего на 50 с небольшим мест. В аннотации к спектаклю изложено мнение режиссера. Она говорит: "Мольер сегодня невозможен в чистом виде. Пьеса XVII века требует хода, смелого решения. Хочется вскрыть содержание, юмор, сделать так, чтобы сегодня это звучало так же остро, как когда это было написано". С этим утверждением можно спорить, можно соглашаться, но концепция сразу понятна – классика будет максимально осовременена. А учитывая то, что РАМТ ориентирован (теоретически), скорее, на молодого зрителя, то осовременена серьезно. Это удалось. Действие перенесено на современную съемочную площадку. Герои Мольера стали операторами, актерами, гримерами. И они снимают фильм по Мольеру. Оригинального текста осталось достаточно, при этом добавлено много современных нюансов: реплик о том, как снимается фильм, как злобный режиссер (которого мы не видим, а слышим только голос в рации) издевается над актерами. И это интересно, актуально и смешно. На съемочных площадках так и происходит. И режиссер понимает, о чем говорит, и актеры прочувствовали все это неоднократно на собственной шкуре. Это ценно! Великолепно переданы конфликты между звездами и массовкой, обслуживающим персоналом, продюсером – и всё репликами Мольера! Вот оно, современное прочтение классики! Периодически действие разбавляется прекрасными танцевально-музыкальными номерами, вполне в "мольеровском" духе, хоть и музыка звучит современная. К спектаклю можно предъявить достаточное количество претензий, главная из которых в том, что за "осовремениванием" напрочь пропала мольеровская история. Если человек не читал "Мизантропа", догадаться, что там, в оригинале – невозможно. Но это как раз не страшно. Я бы предъявил другую претензию. Спектакль явно ориентирован на то, чтобы быть интересным молодежи. И он действительно будет ей интересен. Просмотр этого спектакля натолкнет если не на прочтение оригинала, то хотя бы на то, чтобы и дальше ходить в театр. Но в зале публика исключительно 35 +. Им тоже нравится, но жаль все-таки, что целевая аудитория туда не попадает. Я понимаю, что это претензии не к режиссеру и не к руководству театра. Но на их месте я бы сделал хотя бы парочку показов с жестким возрастным ограничением. Не старше 21 года! Те, кому за 35 – те и так придут в театр, а тех, кому меньше 21 года – еще нужно воспитать в качестве зрителя. И этот спектакль – отличный вариант. Поверьте, каждый попавший на "Мизантроп и я" молодой зритель – это как банковский вклад. Театр получит с него проценты в виде новых зрителей! Тем более, само название "РАМТ" подразумевает, что как раз он и должен заниматься воспитанием этих зрителей. Я не знаю, как в данном случае найти компромисс, но искать его непременно надо!